Рейтинг@Mail.ru
Андрей Клепач: трансферты должны субсидировать развитие - РИА Новости, 10.11.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Андрей Клепач: трансферты должны субсидировать развитие

Читать ria.ru в
Дзен
О стимулировании регионов, поддерживающих наукоемкие проекты, о роли в этом бюджетных трансфертов, и об инновационных возможностях моногородов рассказал РИА Новости в преддверии профильного заседания Госсовета заместитель министра экономического развития РФ Андрей Клепач.

 

 

Тема модернизации экономики и общественного уклада России стала одной из ключевых в политике федеральных властей последних лет. Однако эксперты неоднократно высказывали опасения, связанные с тем, что инновационное движение увязнет в словах и лозунгах. О стимулировании регионов, поддерживающих наукоемкие проекты, о роли в этом бюджетных трансфертов, и об инновационных возможностях моногородов рассказал РИА Новости в преддверии профильного заседания Госсовета заместитель министра экономического развития РФ Андрей Клепач.

- Андрей Николаевич, инновационный сценарий развития российской экономики предусматривает активизацию социально-экономической роли регионов. Что, на ваш взгляд, является ключевым моментом этой работы? Можно ли здесь обозначить магистральные направления, точки роста?

- Фактически речь идет о формировании на национальном уровне системы поддержки тех инициатив, проектов, которые выдвигают регионы. Причем эти проекты не местного, локального значения - они являются действительно приоритетными, определяющими для страны в целом. Инновационное развитие - процесс многогранный, и, безусловно, определяющую роль в нем играют общенациональные проекты: инновации, связанные с ядерной энергетикой, космосом, фармацевтикой... Но это не означает, что регионам нечего предложить, что их опыт не может быть интересен и полезен стране.

К тому же практика показывает, что универсальных решений для такой огромной страны, как Россия, за редким исключением, не существует: если смотреть по регионам, то можно увидеть, что социально-экономические параметры разнятся в пять-десять раз.

На сегодняшний день одно из наиболее интересных и перспективных направлений - поддержка и развитие так называемых инновационных кластеров. Это, по сути, некие очаги, в которых концентрируются передовые идеи и технологии, высококлассные специалисты. Можно даже сказать, что речь идет о создании новой среды обитания, где стандарты жизни должны соответствовать уровню генерируемых решений.

- Можно ли привести примеры конкретных регионов, где уже созданы такие кластеры?

- Весьма показательный пример - Томск, один из лидеров в направлении медицины будущего. Это действительно будет кластер - и научный центр, и место для комфортного проживания людей. Причем процессы эти тесно взаимосвязаны: очень серьезно развивается научная сфера, производство с акцентом на медико-биологические исследования, фармацевтические технологии, и одновременно есть программа развития города, проекты совершенствования транспортной инфраструктуры, новые жилищные концепции. Задействованы сотни учреждений, институтов и академий, инжиниринговых фирм, а также венчурные фонды и представители частного бизнеса.

Еще один пример - Железногорск в Красноярском крае. В городе несколько режимных предприятий и учреждений, да и сам он является закрытым территориальным образованием, но там есть очень интересные проекты. Связаны они, естественно, с профилем градообразующих производств: в первую очередь с ядерной и космической отраслями. Одновременно с созданием промышленного парка и диверсификацией деятельности, эти проекты предусматривают развитие новой культурной среды. Одна из главных идей - увязать развитие новейших технологий и обеспечение высоких стандартов жизни горожан.

- Неоднократно и на различных уровнях в качестве успешного примера назывался фармацевтический кластер, который формируется в Свердловской области. Расскажите о нем, пожалуйста, подробней.

- Становление фармкластера в Свердловской области находится на начальной стадии. Ведь кластер, повторюсь, это не только совокупность производств, которых в данном конкретном регионе, безусловно, хватает. Важно, как эти производства связаны между собой, каков механизм координации или самоорганизации производителей, увязано ли развитие инфраструктуры с научно-образовательной базой. В Свердловской области только еще предстоит все это создать.

В регионе есть все возможности для этого, и в первую очередь - богатейший опыт. В Свердловской области де факто сформирован не один, а сразу несколько протокластеров: давно существует мощнейшее металлургическое и машиностроительное производство, сейчас формируется интереснейший центр по производству титана, который является уникальным не только для России, но и для всего мира.

- Насколько эффективны сегодня проекты по межрегиональной кооперации, с какими проблемами на этом пути приходится сталкиваться?

- Такие проекты имеют длительную историю и показали себя достаточно эффективными. Возьмем так называемое Сибирское соглашение, с которым связана выработка стратегии развития Сибири в целом и поддержка многих инфраструктурных проектов,  в его рамках существуют и межрегиональные проекты, в которых участвуют несколько областей. Безусловно, масштабные задачи гораздо эффективнее решать сообща. Ну, а главная проблема очевидна: договориться между собой и отдельным компаниям, и регионам порой достаточно сложно.

- А федеральный центр каким-то образом может помочь регионам в подобной ситуации? Допустим, установив какие-то единые стандарты...

- Не думаю, что введение стандартов здесь уместно. Деловое сотрудничество, как и любовь, процесс весьма индивидуальный.

Но во многих проектах федеральный центр действительно выполняет координационную функцию, помогает налаживать взаимодействие. Более того, одним из условий выделения финансовой помощи на тот или иной проект является его согласованность и прозрачность - то есть когда понятно, что в его рамках делает каждый участник.

- Есть мнение, что в рамках повышения роли регионов в процессах экономической модернизации полномочия субъектов Федерации должны быть существенно расширены. Вы с этим согласны?

- Модернизация - живой процесс, поэтому многие вещи приходится корректировать, что называется, по ходу дела. На ближайшие три года запланировано существенное перераспределение полномочий между центром и регионами. Например, финансирование полиции передается на федеральный уровень... Одновременно многие обязательства и полномочия, связанные с профессиональным образованием, уходят на уровень регионов.

Но, скажу откровенно, эффективный баланс полномочий в полной мере еще не найден. В настоящее время действуют две правительственные комиссии под руководством заместителей председателя Правительства РФ Дмитрия Козака и Александра Хлопонина, которые прорабатывают вопросы перераспределения полномочий между федеральным центром и регионами.

Корректировки требуют и межбюджетные отношения. Нужно менять порядок, существовавший все последние годы, когда финансовые ресурсы концентрировалась на федеральном уровне. Более 70 регионов у нас сегодня являются дотационными. Пропорции распределения средств между федеральным центром и регионами должны меняться в пользу регионов, причем уже в среднесрочной перспективе. Но это очень непростой вопрос, потому что речь идет о распределении ответственности, обязательств. В каждом конкретном регионе нужно создавать дополнительные стимулы для расширения налоговой базы, чтобы тем самым снижать зависимость от трансфертов из федерального центра.

Сама система трансфертов также нуждается в совершенствовании (этот процесс идет постоянно, и в 2012 г. будет реализован целый ряд решений). Трансферты должны не только работать на поддержание бюджетной сбалансированности или обеспечение федеральных полномочий на региональном уровне через механизм субвенций, но и субсидировать развитие. Иначе мы не сможем из федерального центра софинансировать и поддерживать межрегиональные или общероссийские инновационные проекты.

- Уже есть конкретные решения о передаче на региональный уровень тех или иных источников дохода в бюджет?

- Есть решения, которые пока не приняты: они лишь прорабатываются в рамках комиссий, о которых я говорил. Определенные варианты рассматривались в рамках Рабочей группы под руководством губернатора Свердловской области Александра Мишарина.

Но многие идеи, по сути, согласованы и даже реализуются. Например, в 2010-2011 гг. были предприняты определенные меры по поддержке моногородов, особо пострадавших от финансового кризиса. (В России около 300 таких населенных пунктов, в которых вся жизнь зависит от одного предприятия). Фактически был инициирован процесс разработки этими городами своих комплексных инвестиционных планов, то есть программ диверсификации, изменения структуры занятости населения, системы доходов. Финансово эти программы были поддержаны из федерального бюджета: было выделено около 1,5 млрд рублей. Договоренность о финансировании подобного рода проектов в 2012 г. тоже фактически достигнута, хотя в бюджете на данный момент такой строки нет, и размеры поддержки еще будут обсуждаться.

- Многие эксперты считают, что федеральные округа тоже должны быть активно задействованы в процессе экономической модернизации. Вы с ними согласны?

- Разумеется. Федеральный округ как единица управления помимо своих политических функций должен координировать взаимодействие входящих в его состав регионов. Потому что федеральный округ является неким аналогом макрорегиона - есть в экономике такое понятие.

Федеральные округа сейчас разработали свои стратегии, которые согласованы с правительством. Следующий этап - нужно увязать окружные стратегии развития с теми планами, которые есть у каждого субъекта Федерации, а также с межрегиональными проектами.

- Можно попросить вас рассмотреть сегодня ситуацию на конкретных примерах одного-двух федеральных округов?

- В настоящий момент разрабатывается государственная программа развития Северо-Кавказского федерального округа. Но уже сейчас можно уверенно говорить, что его социально-экономическое будущее связано не только с реализацией традиционных программ поддержки занятости населения (промышленное производство, сельское хозяйство), но и с рекреационными проектами: восстановлением и созданием инфраструктуры для туризма и отдыха, в том числе и горнолыжного.

Другой пример - Южный федеральный округ, где очень мощное экспортно-ориентированное растениеводство (зерновые культуры) и животноводство. Это крупнейший транспортно-логистический центр, его портовое хозяйство, по сути, является для России ведущим. Но ведь Краснодарский край - это тоже курортные зоны, огромнейший рекреационный потенциал региона связан, в первую очередь, с реализацией программ в рамках подготовки к Олимпиаде-2014.

Иными словами, в обоих округах очень много перспективных решений, идей. А вот как их удастся скоординировать, чтобы обеспечить максимальный эффект, зависит и от федерального центра, и от уровня взаимодействия самих регионов.

- Как вы оцениваете нынешний уровень взаимодействия Государственного совета с Минэкономразвития?

- В рамках Госсовета действует особый формат подготовки решений, потому что здесь во главу угла всегда ставится позиция регионов. Каждое министерство привносит в работу Госсовета централизованное начало, связанное с федеральными проектами. Но именно благодаря этой площадке мы получаем обратную связь с регионами, можем услышать их мнение, оценку того или иного разработанного нами проекта.

С другой стороны, в рамках Госсовета решается вопрос о создании на федеральном уровне того самого механизма для поддержки региональных инициатив, значимость которых для страны очевидна.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала