На IV Международном форуме по нанотехнологиям RUSNANOTECH 2011 в Москве состоялась презентация ОАО "РТИ". По мнению акционеров, в перспективе компания должна стать мощным отраслевым холдингом, одним из лидеров инновационного развития отечественной экономики. О том, как идет создание новой высокотехнологичной структуры, РИА Новости рассказал генеральный директор ОАО "РТИ" Сергей Боев:
- Сергей Федотович, о создании ОАО "РТИ" было объявлено в начале 2011 года. Однако, на сегодняшний день о стратегии новой компании, ее структуре практически ничего неизвестно...
- "РТИ" - это принципиально новый проект АФК "Система". В настоящее время на базе Концерна "РТИ Системы" формируется крупный отраслевой холдинг, который объединит все активы корпорации, связанные с разработкой и созданием продуктов в области высоких технологий.
"РТИ" будет создавать и продвигать готовые решения в области комплексных систем связи и безопасности, систем интеграции, микроэлектроники, телекоммуникации, информатики и радионавигации, и, безусловно, в радиостроении. В перспективе холдинг будет насчитывать более 20 тысяч сотрудников в России и за рубежом, иметь собственную разветвленную сеть R&D центров.
Сегодня идет процесс разработки стратегической платформы компании. В скором времени мы сможем представить тот вектор развития, который будет интересен не только нашим постоянным клиентам, но и всему рынку. Но уже сейчас хочу подчеркнуть, что создание объединенной компании – это не банальное сложение активов. У новой структуры будет своя идеология развития. Мы хотим объединить все лучшее, что было достигнуто ранее.
- Какова будет структура ОАО "РТИ"?
- Структура, которая уже утверждена, будет состоять из несколько дивизионов: оборонные решения, комплексные системы связи и безопасности, микроэлектронные решения, системная интеграция и телекоммуникационные решения. Кроме того, нами принято решение о создании распределенного R&D-комплекса, который свяжет разветвленную R&D-сеть наших активов и будет координировать инновационные разработки в других регионах, включая технопарк "Саров" и Международный инновационный нанотехнологический центр (МИНЦ) в Дубне.
Как вы знаете, до недавнего времени "Саров" функционировал в рамках отдельного проекта АФК "Система". Совсем недавно, 26 октября председатель Совета директоров АФК "Система" Владимир Евтушенков, глава "РОСНАНО" Анатолий Чубайс и генеральный директор госкорпорации "РОСАТОМ" Сергей Кириенко подписали соглашение о совместной реализации проекта научно-производственного кластера на базе этого технопарка.
Цель создания такого кластера – осуществление значимых инновационных инициатив ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ", ГК "РОСАТОМ", компаний АФК "Система" и проектных компаний ОАО "РОСНАНО" в сферах реализации высокотехнологичных инновационных проектов национального уровня, развития крупного инновационного центра на базе технопарка "Саров" и других проектов.
- Какие проекты уже реализуются предприятиями "РТИ"?
- Перспективные проекты "РТИ" реализуют как дивизионы, входившие ранее в Концерн "РТИ Системы", так и дивизионы компании "Ситроникс".
Это, прежде всего, создание Системы освещения обстановки в арктической зоне, региональных Центров управления в кризисных ситуациях МЧС России, а также внедрение комплексной системы безопасности крупных городов и регионов, разработка современной электронной компонентной базы и создание сетецентрических систем мониторинга. По сути, это основные направления, по которым мы будем работать с точки зрения создания принципиально новых решений.
Кроме этого, мы участвуем в целом ряде принципиально важных национальных проектов в области обороны и системной интеграции, а также в создании радиационно стойкой электронной компонентной базы и новейших специализированных систем передачи данных.
Вполне вероятно, что вам известны и другие наши проекты: "Магазин будущего" и производство полупроводниковых микросхем с топологическим размером 90 нанометров, создаваемых совместно с "РОСНАНО".
К слову, круг наших партнеров постоянно расширяется. Так, в рамках форума RUSNANOTECH 2011 мы заключили соглашения о долгосрочном сотрудничестве с Международной ассоциацией русскоговорящих ученых RASA, ГУП "Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр" и с немецким Институтом имени Фраунгофера (IFF).
Мы рассчитываем, что в самое ближайшее время начнется сотрудничество по таким проектам как "Системы для интеллектуального и безопасного города", "Применение RFID-технологий в производстве, торговле и социальной сфере", "Магазин будущего" и "Городская мобильность".
- Вы упомянули проект создания Системы освещения обстановки в арктической зоне. Кто может быть потенциальным заказчиком этого продукта?
- Создание этой системы мы ведем сегодня на собственные финансовые средства. Почему? К сожалению, до сих пор не утверждена концепция создания системы освещения обстановки в Арктике. Решение по ней должно было быть принято еще в прошлом году, но пока этого не произошло. Сейчас продолжается серьезный разговор между разными ведомствами о том, как же должна быть сформирована эта система.
Мне, безусловно, понятна суть происходящего: сошлись интересы совершенно разных министерств и ведомств – Пограничной службы ФСБ, министерства обороны, Минтранса, Минкомсвязи и Минэнерго России. Тем не менее, я считаю, что первыми получателями нашей информации являются, прежде всего, Минобороны и Минтранс, поскольку речь идет о трассе Севморпути и пролете через высокие широты авиации, а также службы МЧС, которым нужна фактическая обстановка для принятия решения по тем или иным кризисным ситуациям.
- А что можно сказать о проекте "Безопасный интеллектуальный город"? Опыт каких стран и городов использован при разработке такой комплексной системы?
- Это очень интересная тема, которая возникла не на пустом месте. Как вы знаете, есть совершенно разные подходы к безопасности в крупных мегаполисах и не только в них. Например, в Израиле это уклон на антитеррористическую составляющую. А в Мехико, Нью-Йорке и Мадриде основные акценты сделаны на управление полицейскими и гражданскими службами. Наша задача заключается в том, чтобы соединить два этих направления.
С другой стороны, надо смотреть на задачу шире. Сегодня в рамках федеральных и городских целевых программ, например, в Москве, разрабатывается целый ряд систем, так или иначе связанных с обеспечением безопасности. Но сегодня они не работают в комплексе. Поэтому наша концептуальная задача - разработать такой продукт, который позволит объединить все системы, сделать как бы "систему систем", которая сможет решать комплексные задачи на территории большого города или крупного региона.
- "Безопасный интеллектуальный город" - это пока теория, или он уже в каком-то виде реализуется?
- Как и в случае с информационным мониторингом Арктики, все работы по проектам "Безопасный интеллектуальный город" и "Безопасный регион" мы проводим, используя собственные ресурсы. Хотя сегодня это достаточно актуальная тема не столько с учетом возможных террористических угроз, сколько с точки зрения управления современными городами и регионами.
Нам известно, что правительство Москвы приняло Программу "Безопасный город". "РТИ" готовит предложения для участия в реализации данной Программы. Мы работаем в тесном контакте с департаментами правительства Москвы, службами города, а также столичным ГУВД. Сегодня отрабатываем целый ряд практических решений, что называется, в опытно-эксплуатационном режиме. Например, в формате проекта, касающегося интеллектуальных транспортных систем, взаимодействуем с департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы.
Мы понимаем всю сложность решения подобной задачи в таком мегаполисе, как Москва, или просто крупном регионе. Чтобы создать ультрасовременный продукт под эгидой "РТИ" создан Международный консорциум, в состав которого вошли компании с мировым именем, также занимающиеся сегодня проблемами безопасности городов и регионов. Тот продукт, который, в конечном итоге, нам удастся создать, надеюсь, будет интересен не только Москве или другим российским городам и регионам, но и за пределами России. Кстати, сейчас с представителями некоторых российских субъектов идут переговоры. Могу сказать больше: в их бюджетах следующего года средства на эту задачу уже заложены.
- Взаимодействует ли "РТИ" с российскими вузами?
- Да, это одно из важнейших направлений нашей работы в рамках R&D. Вы знаете, что около 30 российских вузов получили статус Национальных исследовательских университетов (НИУ). Среди них есть и наши сегодняшние партнеры: МФТИ, МГТУ имени Н.Э.Баумана, Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ", МАИ, Мордовский госуниверситет. Наши потенциальные партнеры - МИСиС, Томский политехнический университет, Нижегородский государственный университет.
Совсем недавно мы провели совещание с участием представителей министерства образования и науки, МИФИ, МФТИ и МГТУ имени Н.Э Баумана. По итогам этой встречи утверждены основные позиции Программы взаимодействия "РТИ" с ведущими вузами и формирования механизмов их финансирования. Участники встречи сошлись во мнении, что долгосрочные R&D-программы должны базироваться на мега-проектах, направленных на решение важнейших задач социально-экономического развития страны и требующих серьезных фундаментальных и поисковых исследований.
"РТИ" готов предложить, как минимум, три мега-проекта - "Арктика", "Безопасный интеллектуальный город" и "Сетецентрика: разработка и создание сетецентрических систем мониторинга, управления и связи".
- Концерн "РТИ Системы" участвовал в создании Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС России. Вы его "под ключ" сделали или же исполнили какой-то фрагмент в общем масштабе работы? Кстати, не планируются ли подобные центры в каждом российском регионе?
- Наш Концерн был головным подрядчиком МЧС России по созданию НЦУКС. Этот комплекс позволяет в круглосуточном режиме решать задачи межведомственной координации, оперативного управления и экстренного реагирования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Автоматизированная система НЦУКС создана по нашей технической документации. По итогам испытаний она принята в эксплуатацию в МЧС России. Наши инженеры, программисты и конструкторы создали уникальный продукт, аналогов которому нет в мире.
За последние три года мы провели работу по локализации Системы оперативного управления в четырех региональных центрах МЧС России и 11 субъектах РФ. Это только начало масштабного проекта по созданию Комплексной системы обеспечения безопасности регионов, которая должна охватить все субъекты РФ.
- Сегодня на рынке высоких технологий серьезная конкурентная борьба. Как чувствует себя в таких условиях Ваша молодая компания?
- Безусловно, конкуренция есть. Поэтому где-то приходится договариваться о совместной работе, где-то просто выигрываем за счет более качественной продукции.
Я не вижу в этой ситуации ничего особенного. Скажу больше: если мы, как частная компания, успешно работаем на рынке гособоронзаказа, где, казалось бы, у государственных корпораций и концернов есть преимущество, то, думаю, и на остальных рынках мы также выдержим честную конкуренцию. Просто потому, что у нас сегодня есть продукты, которые мы заведомо делаем качественнее других.
Конкуренция должна быть. В интересах любого заказчика получить именно то решение, которое оптимальнее и эффективнее для него. Напомню, что согласно авторитетнейшему международному рэнкингу Defense News TOP 100 Концерн "РТИ Системы" в прошлом году во второй раз вошел в сотню крупнейших оборонных компаний мира наряду с такими компаниями, как "Алмаз-Антей", "Иркут" и "Сухой". Вот пример того, что мы успешно идем по пути конкуренции. Уверен, что и в дальнейшем все будет так же.