Рейтинг@Mail.ru
Ирина Бокова: рано говорить о кризисе и сокращении программ ЮНЕСКО - РИА Новости, 04.11.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Ирина Бокова: рано говорить о кризисе и сокращении программ ЮНЕСКО

© РИА Новости / Виталий БелоусовГенеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова. Архив
Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова. Архив
Читать ria.ru в
Генеральная конференция ЮНЕСКО - Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры - в минувший понедельник проголосовала за принятие Палестины в свои ряды. О причинах и последствиях этого решения и о дальнейшей деятельности Организации ООН в новых условиях в интервью РИА Новости рассказала Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова.

Генеральная конференция ЮНЕСКО - Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры - в минувший понедельник проголосовала за принятие Палестины в свои ряды. Резолюцию поддержали 107 стран, в том числе Россия, против голосовали 14. ЮНЕСКО стало первым агентством ООН, которое включило в свои ряды палестинское государство.

Это событие вызвало крайне неоднозначную реакцию в мире: Вашингтон уже заявил, что не будет платить взнос в размере 60 миллионов долларов, который должен был перечислить на счет организации до конца ноября. Вслед за США о приостановке финансирования ЮНЕСКО объявили власти Канады. Израиль также принял решение заморозить финансирование этой международной организации.

О причинах и последствиях недавнего решения ЮНЕСКО, о политической подоплеке заявлений о прекращении финансирования и альтернативных источниках пополнения бюджета, как и о дальнейшей деятельности Организации ООН в новых условиях в интервью РИА Новости рассказала Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова. Беседу провела Александра Каменская.

- Госпожа Бокова, как Вы оцениваете решение Генеральной конференции ЮНЕСКО о принятии Палестины в ряды организации в качестве государства-члена, учитывая тот факт, что ПНА пока еще не признана ООН в качестве государства?

- Прежде всего, хотела бы подчеркнуть,  что данное решение принято государствами-членами Генеральной конференции, а не лично мной. Процесс принятия таких решений у нас -  межправительственный, межгосударственный, это - полномочия  Генеральной конференции.

Я считаю это решение, в какой-то мере, историческим, поскольку  Палестина впервые становится полноправным членом специализированного агентства в системе ООН. Мне хорошо известна позиция ряда стран, которые считают, что вопрос о членстве Палестины в каких бы то ни было организациях в системе ООН должен, прежде всего, зависеть от решения в Нью-Йорке, где Совет Безопасности обсуждает вопрос о признании Палестины как государства. Но на практике, в Уставе ЮНЕСКО нет препятствий тому, чтобы Палестина стала полноправным членом организации. Позиция упомянутых стран, объясняется, скорее, политическими соображениями. Так или иначе, Генеральная конференция проголосовала «за», и теперь мы ожидаем подписания Палестиной в Лондоне Устава ЮНЕСКО, после чего она станет полноправным членом организации.

Данный вопрос имеет для нас не только политическое измерение. Как известно, основываясь на законодательстве более чем 20-летней давности (согласно которому США обязаны прекратить финансировать международные организации, которые примут Палестину в свои ряды в качестве полноправного члена - Прим. ред.), США объявили о приостановке финансирования ЮНЕСКО. Об этом было известно и до голосования.

- Было известно о наличии в США законодательства, препятствующего продолжению финансирования, или о том, что США приостановят финансирование по политическим причинам?

- О наличии законодательства. И страны, которые были против принятия Палестины в ЮНЕСКО, использовали этот аргумент, пытаясь переубедить сторонников положительного результата голосования. Приостановление финансирования - это не решение нынешней администрации США. Нынешняя американская администрация поддерживает ЮНЕСКО. В своем заявлении о прекращении финансирования в связи с вступлением в силу упомянутых законов, США отмечают, что участие в деятельности ЮНЕСКО отвечает национальным интересам США. Это придает нам оптимизма и дает повод  думать, что будут приняты меры для изменения этого законодательства. В официальном заявлении организации я обратилась с призывом к американской администрации, Конгрессу и американскому народу по достоинству оценить деятельность ЮНЕСКО, оставив в стороне политические соображения, подчеркнув те аспекты нашей деятельности, которые, на мой взгляд, особенно дороги США.

- Доля США в бюджете ЮНЕСКО значительна - 22 %. Насколько решение США ударит по работе ЮНЕСКО? Какие программы могут быть закрыты в первую очередь из-за нехватки финансирования?

- Нам будет трудно. Но сейчас рано говорить о кризисе, о сокращении программ. Пока нам нужно справиться с трудностями, связанными с невыплаченными взносами США в этом году. Сейчас мы рассматриваем ситуацию до конца этого года, и как мы можем с минимальными потерями встретить новый год, и подойти к следующему двухлетнему периоду, на который рассчитывается наш бюджет. Только потом мы будем анализировать нашу деятельность и программы Организации на дальнейший период.

Я не считаю, что мы можем сейчас говорить о кризисе организации, потому что  Администрация США продолжает подтверждать приверженность нашей деятельности. Несколько дней назад США были выбраны в Исполнительный Совет ЮНЕСКО, что я тоже считаю чрезвычайно положительным фактом. Я знаю, что Администрация США прикладывает усилия, что она ведет диалог с Конгрессом. Так что надеюсь, мы выйдем из этой ситуации.

- То есть пока ни о каких конкретных закрытиях или сокращении программ ЮНЕСКО речь не идет?

- Нет.

- Каким образом ЮНЕСКО может восполнить финансовые потери? Возможен ли вариант  увеличения взносов со стороны стран, проголосовавших за вступление  Палестины в организацию? Эксперты прогнозируют, что такими донорами могут стать государства Ближнего Востока.

- Я хотела бы подчеркнуть, что бюджеты всех организаций в системе ООН, в том числе ЮНЕСКО, состоят из взносов стран-членов, которые рассчитываются  на основе величины ВВП на душу населения в каждой из стран. Логика регулярного бюджета такова, что изменение величины взносов практически невозможно.  Но это не исключает того, что государства-члены могут оказать нам временную, внебюджетную помощь. Уже прозвучали подобные заявления некоторых государств, например, Дании, которая заявила о намерении помочь организации справиться с нынешними проблемами. Наверное, будут и другие. Мы получаем очень много писем, в том числе от отдельных граждан, которые очень ценят деятельность ЮНЕСКО, считают ЮНЕСКО действительно важной организацией, и хотят внести свой вклад в укрепление ее финансовой стабильности.

Важно подчеркнуть, что государства, голосовавшие против вступления Палестины, голосовали таким образом по разным причинам, и не обязательно потому,  что они действительно против членства Палестины. Некоторые, например, считали, что сейчас не самый подходящий момент.  Это было действительно очень сложное голосование, были разные аргументы. Сейчас мы вступаем в трудный период, но я думаю, что мы из него выйдем.

- То есть вы не исключаете финансовой поддержки на временной основе и со стороны стран, голосовавших против вступления Палестины в ЮНЕСКО?

- Нет, я не исключаю.

- Поступали ли к вам какие-то конкретные заявления от стран Ближнего Востока о готовности помочь?

- Нет, конкретных заявлений не поступало. Но есть добрая воля стран-членов. Во время этой Генеральной конференции, я встретилась примерно с 80 министрами образования, культуры, иностранных дел почти всех делегаций.  Многие из них отмечают, что готовы поддержать организацию. Повторю, что бюджетное и внебюджетное финансирование имеют разную логику. Я приветствую оба варианта, я приветствую и внебюджетное финансирование. Только что у меня была встреча с министром образования Омана. В  следующем году в Шанхае мы проводим  мировую конференцию по профессиональному образованию, и хотим организовать отдельные региональные встречи до этого.  Оман предложил организовать одну подобную региональную конференцию по техническому профессиональному образованию в следующем году у себя, взяв расходы на ее проведение. Это пример поддержки нашей организации, когда помощь происходит не за счет внесения средств в наш бюджет, а за счет поддержки различных инициатив в нашей деятельности.

- Какие шаги сегодня предпринимает ЮНЕСКО по защите культурного наследия в арабских странах, в частности, в Ливии, Сирии, Йемене? Есть ли планы участия ЮНЕСКО в восстановлении Ливии?

- Защита памятников, находящихся в списке культурного наследия ЮНЕСКО - наша обязанность. Мы озабочены ситуацией с утратой объектов культурного наследия и независимо от того, есть ли они в этом списке. У нас есть очень серьезная озабоченность, связанная  с незаконной торговлей предметами культуры, которая увеличивает обороты  в периоды конфликтов. Конвенция 1970 года о международном сотрудничестве в этой области запрещает такой трафик.

Сегодня нелегальный трафик предметов культуры почти сравнивается по объемам с трафиком оружия, наркотиков или людей. Особую озабоченность у нас вызывает ситуация в странах, где собственные институты слабы и неспособны самостоятельно бороться с данной проблемой по разным причинам:  вооруженные конфликты, войны, внутренние социальные конфликты. Пример этого, не в положительном смысле слова, представляют арабские страны, прежде всего, Тунис, Египет, а теперь и Ливия.

Один из наших первых шагов  в отношении Египта касался именно сохранения Музея в Каире. Мы установили  контакты и тесное сотрудничество как с властями  Египта, так и с другими партнерами, чтобы сначала четко понять реальное положение дел на месте, а потом и принять соответствующие меры.

По Тунису, Египту и Ливии, которая на тот момент находилась еще в условиях конфликта,  мы организовали в марте специальную встречу на экспертном уровне с участием наших партнеров: ИКОМОС, ИКОМ, ИЮСН, других организаций. Мы сотрудничаем с различными неправительственными организациями, с Интерполом и некоторыми компетентными национальными структурами, как, например, Carabinieri Italiani в Италии. Тогда мы создали механизм координации наших усилий в плане обмена информацией и деятельности на месте.

 В Тунис и Египет я направляла специальные миссии. По Ливии, которая все еще является страной, в которой много проблем, три недели назад мы участвовали в миссии ООН. Одной из целей нашего участия было прояснение ситуации с памятниками культуры. Раньше у нас была только информация, полученная  через прессу, от корреспондентов. К сожалению, информация все еще остается неполной.  Но 21 октября мы провели отдельную встречу  по Ливии, также с международными экспертами, компетентными в области культурного наследия Ливии. Пока мы все еще находимся на этапе анализа и оценки ситуации. С точки зрения безопасности, ООН не советует нам пока посылать миссии в эту страну.

Информация, которую мы получаем, очень беспокоит нас. В музее в Бенгази утрачено, как нам говорили, более 20000 предметов. Мы сразу же обратились к профессионалам рынка предметов культуры, Интерполу, властям Ливии, чтобы установить конкретные детали утраты, а по сути дела - кражи экспонатов Музея, установить, по-прежнему ли они находятся на территории Ливии, и принять меры для препятствования этому незаконному трафику.

Эта работа очень сложная, очень ответственная. Мы следим очень внимательно за всем, что  происходит в Ливии. Противодействовать ситуации можно только в очень тесном сотрудничестве со всеми нашими партнерами.

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала