"Газпром нефть" сегодня замыкает пятерку крупнейших российских нефтяных компаний. Взяв курс на 100 миллионов тонн годовой добычи, компания расширяет географию, присматривается к шельфу и иностранным партнерам. О перспективах разведки углеводородов в России и за рубежом агентству "Прайм" рассказал глава дирекции по геологии и разработке компании Виктор Савельев.
- Сколько компания тратит на геологоразведку?
- В рамках наших стопроцентных активов в 2011 году мы потратим около 5,5 миллиардов рублей, в 2012 году сумма будет аналогичой. Хотя степень разведанности участков увеличивается, в целях их дальнейшей доразведки и разведки новых мы сохраняем уровень инвестиций. В целом по группе компаний "Газпром нефть" объем инвестиций превысит 10 миллиардов рублей в 2011 году, а в следующем составит около 11-11,5 миллиарда рублей.
- Буровые работы выполняются по графику?
- У нас наблюдается устойчивая положительная динамика - в 2011 году мы пробурим 15 поисково-разведочных скважин на собственных активах и 24 - суммарно по группе компаний. В следующем году количество собственных скважин вырастет до 19, а в целом по группе - до 32. В 2011 году сейсмикой 3D будет покрыто 3 тысячи квадратных километров по стопроцентным активам, а по группе объем превысит 5 тысяч квадратных километров и в этом, и в следующем году. В 2012 году объем собственной сейсмики запланирован на уровне 3-3,2 тысяч километров, в результате мы практически завершим 3D-сейсмику на своих традиционных месторождениях. А если начнется активная реализация Чонского проекта, то это добавит к плану около тысячи квадратных километров.
- От чего будут зависеть решения по Чонскому проекту?
- Недавно мы поставили на баланс по этим местождениям дополнительно 100 миллионов тонн запасов нефти, что существенно повысило перспективность проекта. Подготовлен инвестиционный план по развитию Чонской группы, состоящей из двух модулей - Южного блока, куда входит Игнялинский участок, и Северного, включающего Тымпучиканский и Вакунайский участки. В ближайшее время план будет рассмотрен на инвестиционном комитете компании.
Поскольку проект сопряжен с определенными рисками - все-таки это Восточная Сибирь - мы хотим привлечь иностранных партнеров. Ведем переговоры, но я пока не буду обозначать с кем, поскольку процесс не завершен.
На первом этапе на Тымпучиканском и Вакунайском участках в 2012 году запланирована расконсервация разведочных скважин и определение коммерческой значимости запасов. Второй этап начнется летом и предполагает разведочное бурение и активные сейсморазведочные и электроразведочные работы. В год мы планируем осуществлять примерно по 600 километров сейсморазведки и по 2,5 тыс.километров электроразведки.
На Игнялинском участке мы будем работать еще быстрее - уже зимой проведем сейсмику на 300-400 квадратных километрах, а в 2012 году - бурение скважины. Из года в год программа будет увеличиваться. В целом за пятилетку в 2012-2016 годах мы можем потратить на весь Чонский проект около 13,5 миллиардов рублей.
- Каковы итоги этого года и перспективы 2012 года в геологоразведке?
- Традиционно мы занимаемся регионами нашего активного присутствия - это ЯНАО, ХМАО, Омская и Томская области. Мы хорошо развиваемся в рамках созданных СП, например, в 2011 году на Мессояхском месторождении побурили 6 разведочных скважин и выполнили 400 квадратных километров сейсмики.
В 2012 году география нашей работы расширится, поскольку мы приобрели у "Газпрома" восточную часть Оренбургского месторождения, где проведем сейсмику для изучения глубоких горизонтов. На двух других купленных осенью в Оренбургской области месторождениях - Царичанском и Капитоновском - будут осуществляться сейморазведочные работы, бурение в 2012 году там не запланировано.
На Новопортовском месторождении занимаемся активной доразведкой и опытной эксплуатацией, на Мессояхе объем работ будет сохранен на уровне 2011 года.
Также мы готовим программу лицензирования по основным направлениям развития компании - на севере Ямала и полуострова Гыдан. Это, в первую очередь, участки вокруг Мессояхи, но их разведка уже будет относиться к программе 2013 года.
Важен для нас и расположенный в Восточной Сибири Куюмбинский проект. Если вопрос транспортировки нефти с этого месторождения будет решен, мы начнем там активную работу - на доразведку Куюмбинской группы может быть потрачено более 10 миллиардов рублей. Сейчас варианты создания транспортной схемы обсуждаются с "Роснефтью" и "Транснефтью".
- Какие варианты маршрута рассматриваются?
- Вариант очевиден - по ВСТО. Вопрос присоединения к ВСТО мы хотим решить совместно с "Роснефтью", которая работает в Юрубчено-Тохомской зоне, что позволяет рассматривать проект транспортировки нефти с наших месторождений как единый транспортный коридор.
- Каковы параметры программы лицензирования участков вокруг Мессояхи?
- Программа включает в себя 10 лицензионных участков в районе Мессояхи и 6 в районе Нового Порта. Оба проекта находятся в зоне нашего активного развития, и поскольку вопрос строительства трубопровода Заполярье-Пурпе решен, мы можем активизировать в регионе геологоразведку, чтобы присоединять к якорному Мессояхинскому проекту близлежащие месторождения. В той же логике ведется и работа по Новому Порту, хотя там схема транспортировки нефти сложнее и предусматривает вывоз морским путем. Но при значительном увеличении ресурсной базы мы сможем изучить и другие транспортные варианты.
- Программа работ по Новопортовскому уже есть?
- Да, она принята. Практически согласован бюджет 2012 года и среднесрочный операционный план на три года. У нас есть план полного развития проекта, он будет корректироваться по результатам первых трех лет. Этот актив мы надеемся в скором времени получить от "Газпрома" по "оренбургской" схеме: будет проведена оценка и последующий выкуп.
- "Газпром нефть" в этом году нарастит 50 миллионов тонн запасов, как формируется эта цифра?
- Почти половину - более 24 миллиона тонн запасов мы получим за счет ГРР. Из 15 пробуренных скважин в 2011 году 14 дали продуктивный результат, что позволяет открыть новые залежи. Остальной рост обеспечен за счет эксплуатационного бурения.
По международной классификации ресурсная база в 2011 году вырастет на 1%. Обеспеченность запасами у нас хорошая и составляет 20 лет, и из года в год объем ресурсной базы по междунадной классификации будет увеличиваться на 1-3%. Эта динамика обусловлена параметрами нашей стратегии - добывать 100 миллионов тонн нефтяного эквивалента в год к 2020 году.
Идет работа над укрупненной концепция развития ресурсной базы "Газпром нефти" до 2020 года. В рамках документа определены регионы нашей активности, объем прироста запасов, оценены капвложения. Мы продолжим работу и в новых регионах, и в Западной Сибири, где заканчиваем сейсморазведку, и еще три года нам требуется для проведения доразведки.
Мы будем бороться за Имилорское месторождение, Эргинское, Западно-Чатылкинское. Так что по итогам новых аукционов у нас будут появляться новые участки для доразведки, в том числе в регионах традиционного присутствия.
- Какие решения в области геологоразведки вы применяете на старых месторождениях?
- Уже два года мы развиваем новую программу по выявлению перспективных глубокозалегающих участков на наших традиционных месторождениях. На нескольких мы провели бурение и получили дебет на грани рентабельности. И хотя дополнительный ресурсный потенциал нижележащих горизонтов суммарно по нашим дочерним обществам мы оцениваем в 100 миллионов тонн, в ряде случаев, даже если мы и получаем значительные ресурсы в разведанных горизонтах, без массированного гидроразрыва пласта (ГРП) добывать эту нефть невозможно. А массированный ГРП практически удваивает стоимость скважины. В результате инвестпроект, даже при наличии хороших дебитов, окупаемым все равно не получается, нужны налоговые льготы. Также для эффективного ввода таких залежей необходимо активное внедрение новых технологий. В этом году мы опробовали еще одну из таких технологий, которая активно используется во всем мире -- многоступенчатый гидроразрыв пласта в горизонтальных скважинах, позволяющий работать в нефтенасыщенных интервалах, но пока получается дорого.
- Если перейти к зарубежным проектам, началось ли бурение на Кубе?
- Бурение первой скважины запланировано на апрель и продлится месяц. Глубина моря там порядка 2,5 тысяч метров, общая глубина скважины составит 5,2 тысячи метров. В конце мая-в июне проведем испытания и поймем перспективы. Недалеко от этой зоны есть еще 12 участков, и, если наличие ресурсов подтвердится, проект будет очень привлекательным с коммерческой точки зрения. В этом случае программа работ будет значительно расширена.
- В Экваториальной Гвинее как обстоят дела?
- В этом году мы провели 3D-сейсмику, сейчас завершаем интерпретацию. Мы видим, что есть коллектора и ловушки, идет оценка их ресурсов, после которой мы подготовим инвестпроект для проведения бурения. Если будет подтверждена экономическая эффективность, начнем бурение одной или двух скважин. Сейчас мы изучаем в этой зоне ряд других интересных участков, но возможность дальнейшего расширения списка проектов в регионе будет зависеть от результатов бурения первой скважины.
- Есть еще, на ваш взгляд, перспективные страны?
- Мы смотрим на возможность расширения работы в Ираке, там много участков для геологоразведки предлагается в рамках четвертого лицензионного раунда, в котором мы планирум поучаствовать.
"Газпром нефти" также очень интересен сербский проект. Кроме самой Сербии, где мы через наше дочернее поедприятие NIS активно ведем ГРР в Паннонском бассейне, смотрим также на прилегающие территории: Венгрию, Румынию, Боснию и Герцеговину, Болгарию. Сейчас обсуждаем возможность партнерского участия в проектах с рядом компаний. Инвестиционное решение по Венгрии, Румынии, Боснии и Герцеговине, примем, я думаю, в ближайшее время. В эти проекты в 2012 году необходимо инвестировать порядка 400 миллионов долларов. Это и очень существенные объемы сейсмики и бурение порядка 9 скважин, и то, что мы планируем сделать в Сербии в Паннонском бассейне, который практически полностью покроем за счет работы на территории нескольких стран. Если все пойдет по плану, то к 2015-2017 году мы сможем удвоить добычу на Балканах в тоннах нефтяного эквивалента. Сейчас в Сербии мы добываем порядка 1,5 миллионов тонн в год и столько же ожидаем от новых проектов.
- Насколько обеспечена запасами ваша сербская "дочка" NIS?
- Когда мы покупали компанию, ее остаточные извлекаемые запасы были всего 12 миллионов тонн, сегодня это уже 15 миллионов тонн, и каждый год мы планируем приращивать примерно по 3-4 миллиона тонн запасов. Прирост будет осуществляться в основном за счет ГРР. Кроме того, на старых месторождениях мы провели переинтерпретацию запасов и увидели возможность для существенного увеличения ресурсной базы. К примеру, на месторождении "Велебит", которое разрабатыватся уже много лет, прирост в этом году составит около 1 миллиона тонн. Причем в Сербии удивительный коэффициент извлечения нефти (КИН) - сегодня на "Велебите" достигнутый КИН 0,57, и мы видим возможность для обеспечения КИН - 0,7. В России КИН составляет в среднем 0,3.
- Какими вы видите перспективы работы на шельфе РФ?
- В целом складывается впечатление, что в рассмотрении вопроса о разработке шельфа наступил период некоторой стагнации. Надо определиться - относится ли шельф к приоритетам сегодняшнего дня или это перспектива, уходящая за 2020 год, ведь в России еще недоисследованы все северные побережья. Я думаю, что на первоначальном этапе изучение шельфа может осуществляться за счет государства. Причем это изучение должно представлять собой серьезную комплексную программу, в подготовке которой можем участвовать и мы, и наши коллеги. Необходимо поэтапно провести региональные работы, параметрическое бурение, сейсмику, нарезку на лицензии, а после этого - серьезную лицензионную кампанию.
Что касается северных морей, то логика нашего развития на север Ямала и Гыдана говорит о том, что этот регион нам интересен. Мы разработали программу изучения шельфа, из трех подготовленых заявок на участки в Печорском море подали две - на Южно-Русский и Западно-Матвеевский участки, но пока ничего не получили.
На Каспии у нас тоже была проведена почти двухлетняя программа изучения. Есть интересные участки, но это в основном казахстанский шельф, на котором сотрудичество пока не сложилось. В туркменский сектор Каспия тоже очень сложно войти. Однако интерес к Каспию у нас остается, и мы обязательно рассмотрим предложения от партнеров, если они поступят.
Если говорить о Черном море, то я считаю, что в России разведка этого шельфа должна вестись в рамках госпрограммы, сейчас на этой территории нет даже привязочного сейсмокартажа. Нужно пробурить хотя бы пару скважин, после чего привязать к ним все материалы сейсморазведки и сделать новую переинтерпретацию. Мы предлагаем подготовить федеральную программу изучения Черного моря. Это небольшие деньги, но открылось бы совершенно другое видение. Пока же наша компания не смотрит на Черное море как на приоритетный объект, хотя мы видим, что там работают другие компании с привлечением иностранных партнеров.
В любом случае "Газпром нефть" интереса к шельфу не теряет, мы ведем научные исследования, делаем бассейное моделирование, и когда двери откроются, мы пойдем на шельф уже более подготовленными.