Рейтинг@Mail.ru
Тофик Гасымов: в Азербайджане были очень злы на советскую систему - РИА Новости, 29.08.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Тофик Гасымов: в Азербайджане были очень злы на советскую систему

Читать ria.ru в
30 августа 1991 года Верховный Совет Азербайджана принял Декларацию "О восстановлении государственной независимости Азербайджанской Республики" на основе акта "О провозглашении Азербайджанской Демократической Республики" от 28 мая 1918 года. О ситуации в тот период корреспонденту РИА Новости Гераю Дадашеву рассказал пресс-секретарь первого президента Азербайджана Аяза Муталибова, политолог Тофик Гасымов.

30 августа 1991 года Верховный Совет Азербайджана принял Декларацию "О восстановлении государственной независимости Азербайджанской Республики" на основе акта "О провозглашении Азербайджанской Демократической Республики" от 28 мая 1918 года. Сегодня в Азербайджане эта дата почти забыта. О ситуации в тот период корреспонденту РИА Новости Гераю Дадашеву рассказал пресс-секретарь первого президента Азербайджана Аяза Муталибова, политолог Тофик Гасымов.

- Что обусловило, на ваш взгляд, принятие данного документа - внутренние или внешние факторы - ГКЧП, события в Москве, понимание утраты центром реальной власти или нарастающая армянская экспансия?

- Cтрана, частью которой являлся тогда Азербайджан, была охвачена глубоким системным кризисом. Было ясно, что система, которая отгородила себя от остального мира, взгромоздила на свои плечи огромные задачи, бремя больших проблем, попросту оказалась не в состоянии их решить. Естественно, что это был процесс не одного дня, этот кризис длился не одно десятилетие. Огромной проблемой той власти был тотальный обман и самообман. И, естественно, Азербайджан, являясь частью этой страны, не мог быть вне этих процессов, ему были свойственны все пороки этой власти и общества. Но на излете СССР здесь возникла и своя внутренняя проблема, связанная с Карабахом, с провоцированием Арменией Азербайджана. Все это наслаивалось друг на друга, и власти Азербайджана не владели ситуацией. В первую очередь, руководство (первого секретаря Компартии Азербайджана Абдурахмана) Везирова, назначенного Москвой в дни кризиса.

В отличие от Азербайджана, в Армении власть была солидарна с тем, что требовало общество и первые политические неформальные организации. А в Азербайджане политическое руководство все еще вынашивали идею, что, может быть, удастся выправить ситуацию, Советский Союз сохранится. Власть до последнего выдерживала паузу, надеясь, что, возможно, удастся переломить ход событий, надеялась на Москву, на центр.

Но когда 20 января 1990 года в Баку была устроена показательная бойня, это вызвало справедливое негодование. Неформальные политические организации, люди, которые были одержимы идеей создания своих структур для противостояния нежелательным тенденциям, прекрасно поняли, что Советский Союз уже дышит на ладан. И, когда Аяз Муталибов, будучи в Иране, признал ГКЧП, это бросило тень на настроения, которые уже были в Азербайджане.

Конечно, надо войти и в положение этого политика, который принял республику сразу после 20 января, когда были еще свежи раны. Поэтому Муталибов проявлял некоторую нерешительность. Но надо воздать должное его руководству, которое, в общем-то, и приняло Акт о государственной независимости. Главным было то, что Азербайджан заявил о себе как о преемнике той самой первой Азербайджанской Демократической Республики 1918-1920 годов.

- Насколько общество было готово к этому? Учитывая переплетение судеб людей, единую народнохозяйственную систему…

- Молодые политики однозначно ратовали за объявление суверенитета, и они приветствовали это решение о независимости. Чего нельзя было сказать о людях старшего поколения, воспитанных, в основном, идеалами Советского Союза. Поляризация в обществе произошла, но молодое поколение превратилось в политический авангард. Тогда же возник Народный фронт Азербайджана, были и другие организации. И все они начали присваивать именно себе заслугу принятия этого документа. Но я убежден в том, что в тот период сложился общенародный фронт людей, граждан, общенациональное настроение, когда многие были очень обижены и злы на советскую систему. Даже у коммунистов была обида на Москву за ее роль в разжигании армяно-азербайджанского конфликта из-за Нагорного Карабаха. Так что акты был уникальным моментом, когда практически все были за провозглашение независимости, жаждали справедливости, требовали свободы, были настроены избрать новый путь.

- Отдавало ли себе отчет руководство республики, прежде всего, Муталибов, как бывший руководитель Госплана АзССР, к каким последствиям для народного хозяйства, экономики может привести разрыв связей со всей страной?

- Конечно, в отличие от людей, просто охваченных идеей национальной независимости, технократы, экономисты, люди в политическом руководстве прекрасно понимали реальность. Все мы зависим друг от друга. Поэтому элита отдавала себе отчет, что даже если возьмут верх центробежные тенденции, все равно придется вернуться к центростремительным, так как выстраивание экономических отношений с сопредельными государствами невозможно. Поэтому, те люди, которые тогда говорили, что, если бы вот Азербайджан все это время жил один, без СССР, его территория была бы покрыта золотой каймой толщиной в десять сантиметров, они, конечно, говорили глупости.

- Объявление о создании ГКЧП сильно урезонило Ереван и тогдашний Степанакерт на пути углубления конфликта с Баку. Шла информация, что якобы армянские власти начали спешно отбирать оружие у своих вооруженных формирований. Не свидетельствует ли, по Вашему, это о том, что они изначально рассматривали развал СССР как необходимое условие для достижения своих целей?

- ГКЧП был разработкой КГБ, который попытался вдохнуть жизнь в державников, обозначить новое начал. Потому что союзный договор, который вынашивал Горбачев, он уже не является противоядием для тех проблем, которые были на повестке дня. И он не был адекватен той ситуации, которая вызрела. Армяне всегда имели свои каналы информации в тогдашних демократических кругах. Они, в отличие от нас, Азербайджана, имели возможность играть на всех досках. Мы играли только на одной доске – официальной, не располагали инсайдерской информацией. Точно также КГБ Армении было информировано и работало системно на генеральную линию отторжения Карабаха от Азербайджана. А азербайджанский как раз таки тормозил тех людей, которые держали под контролем улицу, пытались открыть глаза власть имущим на реалии и события времени.

В том и проблема, что армяне умели хитрее воспользоваться ситуацией. И то, что руководство Азербайджана тогда поддержало ГКЧП, они умело направили против наших демократических сил, против нашей свободы. В Москве, в Риге, в Вильнюсе начали открыто говорить, что в этом противостоянии надо поддержать Армению, потому что она якобы мыслит свободно.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала