МВД России обнародовало проект федерального закона "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации", предполагающий ведение индивидуальной работы с потенциальными нарушителями. Кроме того, МВД намерено вплотную заняться выявлением людей с повышенной виктимностью и научить их вести себя так, чтобы не становиться жертвой преступников.
О том, как полицейские будут вычислять потенциальных преступников и их жертв, рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Марине Юршиной начальник главного управления обеспечения охраны общественного порядка МВД России генерал-лейтенант полиции Юрий Демидов.
- Юрий Николаевич, чем обусловлена необходимость разработки этого законопроекта?
- Сейчас в субъектах РФ практически сформированы и уже действуют системы профилактики правонарушений. Принято более 130 региональных законов, которые регулируют их деятельность, чаще всего профилактика осуществляется на основе комплексных целевых программ.
Проблем две. Во-первых, остаются регионы, где нет отдельных законов по профилактике, а во-вторых, отсутствует единообразие и системность правового закрепления основ профилактической деятельности.
Надо сказать, что отдельные законодательные акты, принятые на федеральном уровне, содержат ряд положений о профилактике правонарушений. Эти вопросы затрагиваются Кодексом об административных правонарушениях, Уголовным и Уголовно-процессуальным кодексами, федеральными законами "О полиции" и другими. Вместе с тем сугубо профилактическую направленность носит только федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
МВД придерживается точки зрения, что в настоящее время организации эффективного противодействия криминальным процессам препятствует отсутствие на федеральном уровне законодательного акта, регулирующего вопросы организации системы профилактики правонарушений. В итоге у нас просто нет комплексного подхода к решению этого вопроса. А принятие соответствующего закона будет способствовать его выработке.
- Эксперты неоднократно предлагали восстановить государственную систему профилактики правонарушений, которая действовала до середины 90-х годов прошлого века. Что конкретно планируется вернуть?
- Давайте вспомним: в СССР на протяжении долгого периода фиксировалось снижение преступности, положительные изменения в ее структуре, ослабление ряда криминогенных факторов. Это свидетельствовало об эффективном действии процесса предупреждения преступности на общесоциальном уровне. И эти позитивные изменения не были мифом! Люди были уверены в том, то надежно защищены от преступников.
Однако система социальной профилактики правонарушений к началу 90-х годов была серьезно ослаблена, центр тяжести в борьбе с преступностью был во многом перенесен в область правоохранительной и правоприменительной деятельности.
Как следствие, с начала 90-х годов резко возросло количество преступлений, в том числе террористического характера, в результате которых гибнут люди, причиняется огромный материальный и моральный вред обществу и государству.
Полагаю, что ситуацию значительно выправит принятие рамочного законопроекта, который урегулирует правовые основы создания и функционирования федеральной системы профилактики правонарушений, объединяющей действующие региональные и муниципальные правовые акты. Он позволит различным государственным органам и институтам осуществлять согласованную системную многоуровневую профилактику не только на федеральном уровне, но и в субъектах РФ, в муниципальных образованиях.
- Главная цель разработанного законопроекта – минимизировать, а по возможности и нейтрализовать причины, порождающие правонарушения, и условия, способствующие их совершению. Каким образом предполагается ее достичь?
- Путем скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, правовых, информационных и иных мер, принимаемых субъектами системы профилактики правонарушений.
Предлагаемая федеральная система профилактики правонарушений будет направлена на пропаганду позитивных жизненных ценностей, материальную, психологическую и иную адаптационную поддержку лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а также на разработку и реализацию различных программ профилактики правонарушений, в том числе региональных.
- По проекту предполагается систематически и целенаправленно воздействовать на поведение гражданина, от которого ожидают совершения правонарушения, а также на его ближайшее окружение. Как планируется выявлять таких людей?
- Категория лиц, в отношении которых будет проводиться индивидуальная профилактика, основания такой работы, ее сроки и права указанных лиц определяются федеральными законами. Например, законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
Это те, кто освобождается из мест лишения свободы, кто имеет непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, особенно сексуальные преступления, а также рецидивисты.
В отношении этих людей судом могут быть установлены административные ограничения в виде запретов пребывать в определенных местах, посещать места проведения массовых и иных мероприятий и участия в них, запрет пребывания вне места жительства в определенное время суток, запрет выезда за установленные пределы, обязательная явка в органы внутренних дел.
На основании фактов предкриминального поведения гражданина будет проводиться индивидуальная профилактика правонарушений. Цель – скорректировать поведение, ликвидировать либо нейтрализовать криминогенные факторы, действующие в окружении этого человека.
- Какие меры индивидуальной профилактики предполагается применять?
- Это могут быть профилактические беседы, вынесение представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений, установление особых требований к поведению правонарушителя, профилактический учет и контроль, а также принудительные меры медицинского характера и воспитательного воздействия, устанавливаемые судом.
Например, во время профилактической беседы мы стараемся убедить гражданина в необходимости следовать установленным нормам поведения, разъясняем его ответственность перед обществом, последствия антиобщественного поведения. В профилактической беседе могут участвовать представители соответствующих организаций, общественных объединений и другие заинтересованные лица.
Если поведение гражданина указывает на возможность совершения им преступления, он ставится на профилактический учет в соответствующих правоохранительных органах. Специалисты за ним наблюдают, беседуют с ним, стараются помочь изменить условия его жизни.
Принудительными мерами медицинского характера могут быть и амбулаторное лечение у психиатра, и нахождение в психиатрическом стационаре, в том числе с интенсивным наблюдением.
Кроме того, могут применяться меры воспитательного воздействия, например разъяснение несовершеннолетнему вреда, который он причинил, и последствий повторного совершения преступлений. Также его могут передать под надзор, то есть возложить на родителей (или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган) обязанность по воспитательному воздействию на нарушителя и контролю за его поведением. Эти и другие меры регламентированы Уголовным кодексом и так же устанавливаются судом.
- Согласно проекту, поводом для принятия мер индивидуальной профилактики могут стать сообщения или заявления граждан, организаций, а также публикации в СМИ. Каким образом это будет происходить?
- Заявления от граждан могут быть письменные или устные, принятые, например, по телефону "02" или в личной беседе, например с участковым. Мониторинг СМИ осуществляется ежедневно соответствующими подразделениями правоохранительных органов. При получении сигналов, в зависимости от их содержания, полицейский должен провести объективную проверку полученной информации, либо передать ее другому субъекту системы профилактики, в чьей компетенции она находится. В случае подтверждения правдивости информации будут назначены те или иные профилактические меры.
- Каким образом МВД планирует выявлять граждан, склонных к виктимности?
- Виктимология – это наука, которая в достаточной степени определяет и раскрывает объективные и субъективные свойства личности, указывающие на ее возможность стать потенциальной жертвой того или иного правонарушения.
Выявление граждан, склонных к виктимности, и работа с ними будет осуществляться МВД России и другими субъектами системы профилактики, например, органами опеки и попечительства. Выявляться потенциальные жертвы могут участковыми уполномоченными полиции во время своей ежедневной деятельности или при проведении комплексных профилактических мероприятий.
- Каким образом предполагается на них влиять?
- Хочу подчеркнуть, что законопроект не предусматривает запретительные меры при виктимологической профилактике правонарушений, в частности, ношение девушками в ночное время мини-юбок, как это предположили некоторые СМИ. Полицейские могут только участвовать в разъяснительной работе, советовать гражданам этого не делать, разъясняя возможные последствия провокационного поведения.
Виктимологическая профилактика правонарушений будет заключаться в устранении или нейтрализации факторов, которые формируют поведение граждан, обусловливающее совершение в отношении них правонарушений. Кроме того, будут разрабатываться и совершенствоваться имеющиеся специальные средства защиты граждан от правонарушений, например в рамках государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства.
- Когда планируется внести законопроект в Госдуму?
- После согласования со всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. На данный момент не дали ответ еще 15 ведомств - Минкультуры, Минрегионразвития, Минздрасоцразвития и другие. Уже поддержали законопроект Следственный комитет РФ, Минобрнауки, ФНС и некоторые другие ведомства.
Также предстоит согласование с главами субъектов РФ.
Мы понимаем, что законопроект в том виде, в котором он сейчас представлен, не лишен некоторых недостатков и, возможно, нуждается в доработке. Однако актуальность темы требует, с одной стороны, скорейшего принятия закона, а с другой – тщательной проработки его положений. Фактически он определяет стратегию развития системы государственной профилактики правонарушений, объединяющей усилия госорганов и гражданского общества в области общей и частной превенции правонарушений.