Ведущий экономист главного информационного портала по мировому арт-рынку Artprice.com Мартин Бремон (Martin Bremond) рассказал в интервью РИА Новости, какую все-таки роль играют китайские аукционы и коллекционеры в мировом арт-рынке, стоит ли готовиться к новому кризису, и что покупают сегодня. Беседовала Мария Ганиянц.
- В последнее время все обсуждают только один вопрос: на мировой арт-рынок пришел Китай - хорошо это или плохо?
- С одной стороны, наиболее влиятельные коллекционеры пока еще родом из США и Европы. С другой стороны, китайцы получили уже более 33% рынка торговли искусством и уже опережают по этим показателям США или Великобританию. А молодые азиатские коллекционеры, которые обладают практически неограниченными финансовыми возможностями, довольно последовательно продолжают покупать именно китайское искусство. Таким образом, сегодняшнему арт-рынку свойственен определенный дуализм.
- Обороты китайских арт-аукционов растут, они уже на третьем месте после Christie's и Sotheby's. Это временное явление, связанное с последствиями кризиса и отсутствием наличности, или утрата монополии западными аукционами?
- Китай, несомненно, номер один, и он лидирует на рынке торговли искусством, среди всех стран. Сегодня семь из дести успешных аукционных домов (в терминологии аукционных торгов) находятся в Китае. До недавнего времени была монополия Christie's и Sotheby's, но теперь, пришло время конкуренции. Это очень хорошо для рынка искусства, так как европейские страны стали продавать меньше, и развитие аукционов на территории Китая может стать спасением арт-рынка. Рост аппетитов китайских коллекционеров принесет пользу всем: мы уже наблюдали, какие исключительные цены платили за произведения китайского искусства по всему миру, что, в свою очередь еще больше разжигает интерес коллекционеров.
- Сейчас опять в связи с нестабильной финансовой ситуацией в США и экономическими проблемами еврозоны заговорили о новой волне кризиса: какие прогнозы у вас?
- Искусство всегда будет желанным вложением средств, несмотря ни на какие кризисы, а инвесторы, скорее всего сейчас уже меньше будут находиться под гнетом долговых обязательств, как это было в 2008 году. Нынешний кризис, который разразился в США, скорее всего в незначительной степени затронет мировой арт-рынок, так как покупателей из Штатов становится все меньше. К тому же арт-рынок более неповоротливый, чем фондовый или другие, поэтому с большей долей вероятности можно будет сказать, когда пойдут торги искусством в сентябре. Возможно, первыми ощутят это "голубые фишки", немного просядут импрессионисты, но такого падения как это было в 2008 году, когда рынок искусства рухнул на 30%, не будет.
- Кто из художников показал после кризиса самый стабильный рост?
- После кризиса, наиболее успешным художником из ныне живущих, можно назвать Урса Фишера, который на днях установил очередной ценовой рекорд, и стал самым дорогим художником моложе 40 лет. То же самое можно сказать и о Синди Шерман, которая является самым дорогим фотографом. Изрядно подешевел Дэмиен Херст. Если сравнивать цены на его работы перед кризисом, то сегодня они потеряли в цене в среднем 60%, не лучше обстоят дела и у Такаши Мураками. Цены на них все еще очень высоки, хотя и далеки от цен 2008 года.
- Вы говорите уверенно о современном искусстве, хотя другие эксперты уверены, что стабилен только сегмент старых мастеров?
- Дело в том, что старые мастера, из-за особой редкости работ на рынке, представляют собой совершенно особый сегмент рынка. Инвесторы, действительно переориентировалась на более стабильные разделы. Например, торги современного искусства в последнее время были полны Энди Уорхолом, а не Дэмиеном Херстом. Работы Энди Уорхола сделали треть выручки майских торгов "Послевоенное и современное искусство" аукционного дома Christie's, принеся 91 миллион долларов, а "Автопортрет" Уорхола ушел с молотка за 38,4 миллиона долларов, установив новый ценовой рекорд на работы автора. При этом Херсту удалось продать всего четыре работы стоимостью выше 1 миллиона евро, начиная с сентября 2008 года, хотя за период с 1 января по 30 сентября 2008 года он продал 38 работ стоимостью выше 1 миллиона евро. Аукционы стали меньше поддерживать так называемые "голубые фишки" и больше тех художников, чья ценность была проверена историей, например Пикассо или Джакометти. Последние ставили рекорды даже в кризис.