Об особенностях и перспективах экономического развития Калининградской области, создании "янтарного кластера", работе над облегчением визового режима с ЕС и подготовке региона к ЧМ-2018 в интервью РИА Новости рассказал губернатор области Николай Цуканов.
- Калининградская область – единственный полуэксклав России, самый западный регион страны, граничащий с Евросоюзом. Какие преимущества дает такой статус и какие проблемы создает?
- Калининградская область является своеобразным "полпредом" нашей огромной страны в Европе, ее передовым рубежом. От Калининграда до польской границы - всего 35 километров, до литовской — семьдесят. При этом расстояние до ближайшего областного центра России - Пскова составляет 800 километров, до Москвы - почти 1300 километров.
Уникальное геополитическое положение определяет ту особую роль, которую отводит нашему региону руководство государства, в том числе, в интеграционных процессах между Россией и Евросоюзом. География определяет и экономическую "харизму" области. Так, в числе безусловных приоритетов для нас является развитие производств, ориентированных на экспорт. Вместе с тем, отдаленность региона от Большой России создает жителям области транспортные неудобства: до Москвы почти сутки пути на поезде, две границы…
-Вы ставите задачу превратить Калининградскую область в своеобразный плацдарм реализации экспортных амбиций России через модернизацию, улучшение инвестклимата. На территории области определены новые промышленные зоны, где для инвесторов готовится инфраструктура. Какие направления промышленности планируется развивать в этих зонах, какие преференции предоставляются инвесторам, когда эти зоны начнут действовать?
- На территории области планируется создать семь промышленных зон, четыре уже находятся в высокой степени готовности. В ближайшие годы там будут не только сконцентрированы крупнейшие предприятия традиционных для области отраслей, но и возникнут производства, представляющие новые кластеры региональной экономики, например, химическая промышленность и высокотехнологичная электроника.
Самый восточный и один из наиболее развитых объектов программы развития промышленных зон – "Технополис Гусев". Его базовый инвестор – российская научно-производственная компания "Дженерал Сателайт", представляющая на отечественном и международном рынках радиоэлектронное оборудование. Промзона "БалтТехПром" - самая западная на карте региональных промзон - специализируется на производстве битумов и гудронов, развитии морской и железнодорожной транспортной логистики. Инвесторы–резиденты ОЭЗ получают весь спектр налоговых и таможенных преференций, предусмотренных режимом Особой экономической зоны, установленным федеральным законом № 16-ФЗ.
Замечу, что в борьбе за инвестора нам приходится конкурировать с другими регионами. И мы понимаем, что одних преференций, предусмотренных федеральным законодательством, для этого мало. Мы обязаны помогать инвесторам с инфраструктурой: не звать их в "чисто поле", а подвести газ, электричество, все необходимые коммуникации. Кроме того, необходимо избавлять их от лишних административных барьеров на всех этапах инвестирования. Для решения этих задач в правительстве области создан Совет по инвестициям. При одобрении проекта инвесторы в режиме "одного окна" получают все необходимые документы на землю, разрешения и согласования. Кроме того, вместе с муниципалитетами мы помогаем инвесторам подобрать земельный участок, подходящий под создание производства.
- Действие ряда механизмов режима ОЭЗ для Калининградской области заканчивается в 2016 году. Что, по Вашему мнению, необходимо предпринять, в том числе, на законодательном уровне, для обеспечения развития ОЭЗ и области в целом в последующие годы?
- Закон об Особой экономической зоне в редакции 2006 года дал региону инвестиционные перспективы и гарантии. Инвесторы четко понимали, что ближайшие 10 лет правила игры не изменятся. Это дало стабильность с точки зрения притока инвестиций и поставок сырья. С 2006 года область получила более одного миллиарда евро иностранных инвестиций в основной капитал, у нас действует 66 резидентов ОЭЗ.
Однако, за эти пять лет обнажились и слабые стороны закона: очевидно, что ему не хватает "прозрачности" и дополнительных гарантий для долгосрочных инвестиций. То, что нашему региону даже в силу особой географии необходимы специальные условия развития бизнеса, прекрасно понимают и на федеральном уровне. У нас есть четкое понимание того, каким должен быть новый закон для обеспечения стабильного развития региона на долгосрочный период, который не просто будет "преемником" №16-ФЗ, но и сформулирует новые задачи. В нем должны быть отражены такие направления как инновационное развитие и экспортное продвижение регионального несырьевого продукта. Ну, а главное в том, что речь идет о создании не просто закона, а о разработке условий развития области на несколько десятилетий вперед. Ведь только тогда наши инвесторы будут четко понимать, что правила ведения бизнеса в регионе не изменятся, и только так мы сможем существенно увеличить список резидентов Особой экономической зоны, а, значит, влить дополнительные средства в областной бюджет.
- На территории области сосредоточено 80% мировых запасов янтаря, однако доля предприятий по его переработке в общем объеме промпроизводства составляет лишь 0,35%. Какие меры планируются для развития отрасли, что это может дать региону с точки зрения экономики, развития калининградского "бренда"?
- Проблемы янтарной отрасли могут быть решены на федеральном уровне, но инициировать эту работу должен регион. Сейчас мы готовим программу развития янтарной отрасли, главная цель которой – добиться, чтобы не только добыча, но и переработка "солнечного камня" была сосредоточена на территории области. Нужно добиться того, чтобы добавленная стоимость переработанного янтаря оставалась у нас, а не в экономиках соседей. Для этого нужно привлекать инвесторов и, значит, включить наш Янтарный комбинат, который находится в федеральной собственности, в программу приватизации, либо передать его региону.
Мы также предложили ряд конкретных мер в этом направлении. Первое – это введение уголовной ответственности за незаконную добычу янтаря. Второе – заградительные пошлины на вывоз янтарного сырья. Третье - налоговые преференции для обрабатывающих янтарь компаний и беспошлинный вывоз янтарной продукции. Мы должны создать, вернее, воссоздать на территории области особый янтарный кластер, где мы могли бы собрать лучших мастеров-янтарщиков. Это станет нашей не только производственной, но и туристической "визитной карточкой".
- Насколько плотно Калининградская область сотрудничает с соседями из Евросоюза - Польшей и Литвой?
- Калининградская область всегда открыта для сотрудничества, особенно для наших соседей. Естественно, что особое географическое положение определяет активный уровень нашего взаимодействия как с Литвой, так и с Польшей. У нас есть двух-трехлетние планы межрегионального сотрудничества в области экономики, культуры, спорта, туризма, охраны окружающей среды. Важный элемент приграничного сотрудничества - связи на муниципальном уровне. Трудно найти в нашей области район или город, который бы не имел партнеров в Литве или Польше.
Что касается Польши, то наибольшее количество мероприятий проводится совместно с Варминьско-Мазурским воеводством. Это, прежде всего, взаимные культурные и экономические презентации. Второй год проводится Международная парусная регата по Калининградскому (Вислинскому) заливу на кубок трех Губернаторов. Растет грузопоток между портом Калининград и портами Польши.
Традиционное сотрудничество с польской стороной осуществляется и по линии ветеранских организаций, общественных объединений и студенчества для обеспечения ухода за расположенными на территории Польши мемориалами павшим советским воинам.
Говоря о взаимодействии с регионами Литвы, могу отметить нашу совместную работу в российско-литовской межправительственной комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому, гуманитарному и культурному сотрудничеству. В стадии подготовки - проект соглашения о строительстве моста через реку Неман между городами Советск и Панемуне и подходов к нему.
Напомню, что в апреле 2011 года состоялись ставшие уже традиционными Дни Калининградской области в Литве. В рамках Дней я встречался с президентом Литвы Далей Грибаускайте и главами литовских министерств. Совместными усилиями идет подготовка к празднованию трехсотлетия со дня рождения классика литовской литературы Кристионаса Донелайтиса.
- Какие меры предпринимаются для решения визового вопроса?
- Облегчение визового режима Россия – ЕС должно произойти для всех россиян, однако для калининградцев этот вопрос имеет особое значение: ведь от Большой России нас отделяет шенгенская зона.
Поэтому правительство Калининградской области ведет последовательную работу по облегчению визового режима для жителей региона в тесном сотрудничестве с МИД РФ и другими федеральными ведомствами. Российская позиция заключается в последовательной и поэтапной работе по переходу в перспективе к безвизовому режиму взаимных поездок граждан России и стран Евросоюза. Правительство Калининградской области инициирует или принимает участие в разработке как раз таких поэтапных документов, минимизирующих последствия действия Шенгенского соглашения для жителей. Так, в свое время Российской Федерацией были приняты следующие меры, разработанные с участием правительства области:
- введение особого порядка пересечения территории Литвы железнодорожным и автомобильным транспортом по упрощенным проездным документам (УПД-ЖД и УТД), который показал свою эффективность;
- получение жителями Калининградской области не однократных, а двукратных транзитных литовских виз для проезда на территорию Белоруссии, Украины и возвращения обратно без специальных приглашений;
- оформление заграничных паспортов для жителей региона на бесплатной основе.
В настоящее время правительство области предлагает отработать еще один механизм, а именно выдачу многократных, многолетних виз без приглашений для жителей области – граждан России.
Это предложение мы постоянно озвучиваем на встречах с руководителями органов власти зарубежных стран, на официальных мероприятиях МИД РФ. Мы видим роль Калининградской области как площадки для апробации всех этапов обсуждаемой сейчас Россией и ЕС "дорожной карты" по переходу к безвизовому режиму. Однако, в принятии решения по "дорожной карте" значительную роль играет политическая составляющая: различные позиции стран Евросоюза. То есть с предложением России должны согласиться большинство стран ЕС. Именно поэтому на всех наших встречах с европейскими коллегами мы обязательно затрагиваем визовый вопрос и стараемся настроить их положительно по отношению к этой российской инициативе.
- Какие объекты будут строиться в Калининграде для ЧМ-2018? Как они будут использоваться после чемпионата?
- Объекты Чемпионата я бы разделил на несколько частей. Первая часть, самая важная для области – это областная инфраструктура, которая делится на "общую" (жизненно необходимая области) и "специализированную" (строящуюся для обеспечения Чемпионата). К "общей" инфраструктуре относятся современный аэропорт, автовокзал, морской порт, хорошие дороги, транспортные развязки и путепроводы, гостиницы, капитальный ремонт фасадов, приведение в порядок внутридомовых территорий, реконструкцию набережной Преголи, развитие инфраструктуры связи. Улучшение должно произойти также в системе здравоохранения и оказания первой медицинской помощи. К "специализированной" инфраструктуре можно отнести строительство двух мостов через рукава Преголи.
Вторая часть – это комплекс Центрального стадиона, включающий в себя пресс-центр, деревню спонсоров, зону гостеприимства, внешний периметр для болельщиков, центр волонтеров и другие. Подготовить все объекты мы планируем к 2016-2017 годам. Главный спортивный объект, который будет построен к ЧМ-2018, это футбольный стадион на 44 тысячи зрителей. Его возведут в центре Калининграда. Кроме того, в плане подготовки к Чемпионату - строительство тренировочных баз в живописных курортных зонах области. Конечно, после игр жизнь этих спортивных объектов не закончится. Механизмы целевого использования всей инфраструктуры, которая останется после ЧМ-2018, разрабатываются в рамках областных долгосрочных программы развития спорта.