Рейтинг@Mail.ru
Ермолаев: об оценках школьников в Москве родители смогут узнать по SMS - РИА Новости, 19.07.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Супертег Наука 2021январь
Наука

Ермолаев: об оценках школьников в Москве родители смогут узнать по SMS

© РИА Новости / Сергей Калачев | Перейти в медиабанкГлава комитета информационных технологий правительства Москвы.Артем Ермолаев
Глава комитета информационных технологий правительства Москвы.Артем Ермолаев
Читать ria.ru в
Дзен
Власти Москвы представили амбициозную программу "Информационный город" на 2012-2016 годы, в соответствии с которой все сферы жизни столицы подвергнутся модернизации и информатизации. О том, когда москвичи смогут узнавать об успеваемости своих детей в школе по SMS, оплачивать проезд в метро с помощью мобильного телефона и голосовать на выборах в электронной форме, рассказал в интервью РИА Новости руководитель департамента информационных технологий Москвы Артем Ермолаев.

Власти Москвы представили амбициозную программу "Информационный город" на 2012-2016 годы, в соответствии с которой все сферы жизни столицы подвергнутся модернизации и информатизации. О том, когда москвичи смогут узнавать об успеваемости своих детей в школе по SMS, оплачивать проезд в метро с помощью мобильного телефона и голосовать на выборах в электронной форме, а также о том, зачем столице интеллектуальные системы управления, рассказал в интервью РИА Новости руководитель департамента информационных технологий Москвы Артем Ермолаев.

- Артем Валерьевич, в конце июня московское правительство одобрило проект программы "Информационный город" на 2012-2016 годы. Каковы ее приоритеты?

- Информатизация – один из ключевых факторов развития современного города. Поэтому программа пронизывает все составляющие жизни москвичей - от здравоохранения до природопользования. То есть первый приоритет - повышение качества жизни горожан благодаря повсеместному внедрению современных технологий.

Во-вторых, с помощью информационных технологий мы хотим сделать город более управляемым. В городе огромное количество предприятий, зданий, помещений, строек, госслужащих, и любое изменение численности работников, например, в здравоохранении, может повлиять на качество предоставляемых услуг. Мы это должны прогнозировать и понимать, что любое решение, которое мы принимаем, сначала надо смоделировать. Особенно это касается транспортных вопросов. Надо наладить интеллектуальное управление городом, начиная от датчиков на дорогах, которые мониторят потоки движения, и заканчивая учетом расходов медикаментов в поликлинике.

- А улучшение информирования самих горожан предусмотрено?

- Третий приоритет – как раз доступная среда. Никакие коммуникации граждан между собой и с городом невозможны, если нет доступной среды. В любой точке города вы должны получать качественное телевидение, телефон, интернет - все виды связи. Даже под землей и в небе среда должна быть одинаково доступной.

Четвертое направление программы - это непосредственно все, что касается развития СМИ и рекламы. Так как рекламные конструкции влияют на облик города, нам необходимо сделать рекламу более красивой и разгрузить немного центр, где конструкции могут не вписываться в архитектуру.

Кроме этого, необходимо подумать о развитии печатных и электронных СМИ, чтобы сделать информацию доступной – и для тех, кто привык к чтению бумажных изданий, и для нового поколение, которое хочет все получать в электронном виде.

- А что значит – создать в городе доступную информационную среду?

- Мы хотим, чтобы в любой точке города человек мог зайти в интернет. Мы должны сделать максимально удобным и тариф, и способ оплаты, а некоторым дать возможность выйти в сеть бесплатно. Причем возможность эту надо обеспечить на всех устройствах, как персональных, так и публичных, то есть терминалах и инфоматах.

- И сколько таких терминалов может появиться в Москве?

- Мы не хотели бы идти по пути тиражирования терминалов только для выхода в сеть. Как известно, в городе есть программы по развитию туризма и культурного наследия. Мы сейчас пытаемся объединить несколько заказчиков, чтобы минимизировать наши затраты и максимизировать эффект от внедрения. Условно говоря, если мы ставим инфоматы в парке или в зоне культурного отдыха и там есть какое-то историческое здание, то с помощью терминала надо про него рассказать, дать доступ в интернет и дополнительную информацию на нескольких языках. Сейчас подобных устройств в городе достаточно много, но большинство из них, к сожалению, либо нерабочие, либо превратились в пункты оплаты. Мы попытаемся эту инфраструктуру использовать для того, чтобы туда закачать информацию по городу и дать доступ в интернет.

- Вы говорили, что хотите создать информационную среду в подземке. Сейчас на некоторых станциях московского метро недоступен не только интернет, но даже сотовая связь. Какие шаги в этом направлении вы планируете сделать?

- С метро мы это обсуждаем. Если честно, мы хотели бы говорить о высокоскоростных технологиях. Есть способы, позволяющие обеспечить пассажиров интернетом и сотовой связью даже в движении. В течение срока действия программы весь метрополитен будет покрыт сотовой связью, это точно, а параллельно будем развивать альтернативные виды связи, такие как Wi-Fi и WiMAX.

- А информационные терминалы могут появиться в метро?

- Мы над этим работаем, но здесь вопрос в том, что при таком скоплении народа терминал будет неэффективен. Проще создать возможность выхода в сеть через Wi-Fi, потому что любое устройство, которое обладает им, вы можете активировать и оказаться на той страничке, которая рассказала бы вам, где вы находитесь. То есть сделать выход не только в интернет, а в некую сеть, которая вам позволит сориентироваться.

- Но ведь не у каждого есть устройства с Wi-Fi...

- Согласен. Но поставить одно информационное табло на станции плохо, потому что им воспользуется небольшое число людей. А сделать их много – значит занять место, которого и так мало. Поэтому будем искать компромиссный вариант.

- Артем Валерьевич, а как будут внедряться передовые информационные технологии в социальную сферу Москвы?

- Наша задача - попытаться с помощью информационных технологий облегчить работу с госорганами, то есть предоставлять государственные услуги в интернете. Сейчас город оказывает населению около 500 услуг. Оцифровать их все планируется в течение срока действия программы. Интерактивность появится с середины июля, пока она небольшая, но с каждым месяцем будут добавляться новые услуги. С июля появится запись в спортивные школы. Выбрать секцию можно будет по округу, станции метро либо по виду спорта. И если туда идет прием, то записаться, после чего с человеком свяжется тренер.

В течение лета мы планируем запустить единый платежный документ в электронном виде. Пользователь просто вводит номер лицевого счета на портале, появляется сумма, и если он с ней согласен, то может оплатить. Также в июле запускаем услугу по оформлению заявления на предоставление субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг.

- Мэр Москвы Сергей Собянин часто говорит о необходимости применять информационные технологии в школах. Как идет работа в этом направлении? Ведь информатизацию процесса обучения предусматривает новый образовательный стандарт, который вводится с 1 сентября...

- Что касается образования, то мы работаем над внедрением электронного дневника и журнала. Когда ребенку поставят оценку, родитель узнает о ней либо по SMS, либо по e-mail, и все те школьные шалости, когда дети воровали школьные журналы или затирали лезвием двойки в дневнике, здесь тяжело реализуемы. Это попытка дать возможность родителям постоянно мониторить успеваемость своего ребенка.

Кроме того, мы попытаемся упорядочить питание детей в школах. Например, вы даете 200-300 рублей своему ребенку на питание, но надо понимать, что он не захочет покупать котлету, сосиску, а купит жвачку, сладкую газировку. В результате ребенок питается неправильно, притом, что в школе все предусмотрено для того, чтобы он нормально ел. Поэтому в школе мы планируем внедрить электронные карты, по которой ребенок может купить себе еду. Баллы на карте нельзя обналичить, их можно потратить только на котлету или какую-то другую еду из школьной столовой.

- То есть это не банковская карточка?

- По законодательству мы не можем ребенку выдать банковскую карту, пока он не достиг определенного возраста. Но мы можем сделать ему аккаунт, позволяющий родителям перечислять деньги, которые будут переводиться в условные единицы – баллы.

- Расскажите поподробнее о внедрении электронных дневников в столичных школах. Что об этом говорят родители, учителя?

- Пока прошло слишком мало времени, чтобы давать оценки. Конечно, мешает наш менталитет и неготовность к использованию информационных технологий. Мы очень консервативны, очень долго сживаемся с новым. Зачастую не все родители знают, что в их школе появилась такая возможность. Тем не менее, те, кто пользуется этой услугой, получают более оперативную информацию и очень этим довольны.
Для некоторых преподавателей пока это выглядит как дополнительная нагрузка, ведь им приходится осваивать что-то новое. Однако многие уже сейчас понимают, что, потратив две минуты, чтобы вбить отметки, они застрахуются от того, что вечером им позвонят 30 родителей с вопросом о том, как прошел диктант. В целом учителя начинают понимать преимущества информационных технологий.

- Но ведь многие преподаватели – люди пожилого возраста, которые с трудом воспринимают нововведения. Как вы решаете эту проблему?

- Учителей мы сейчас обучаем. Мы планируем обеспечить школы электронными журналами и дневниками в течение 2012 года, но активно развивать это направление начнем уже в этом году.

Проблема тут больше даже в том, что сейчас на 100 учащихся школ приходится менее девяти компьютеров, а если говорить о преподавателях, то там соотношение еще хуже. Мы к 1 сентября начинаем насыщать школу компьютерной техникой по трем направлениям: классы информатики, оснащение преподавателей ноутбуками, на которых они могут преподавать. Плюс мы снабжаем компьютерами учительские, чтобы там учителя, которым не досталось ноутбука, смогли поставить отметки. В этом году порядка 300 школ получат такой комплект, в 2012 году мы планируем минимум такое же число оснастить.

- А бумажные версии сохранятся?

- На первом этапе – да. Любые, даже сверхсложные электронные системы, всегда дублируются, пока система не отладится до конца.

- Артем Валерьевич, в течение двух лет планируется выделить более 5,7 миллиардов рублей на информатизацию здравоохранения. Что планируется сделать на эти деньги, кроме удаленной записи к врачу?

- Мы должны понимать, что только в поликлиниках у нас работает около 20 тысяч врачей, а чтобы обеспечить электронную карту больного, электронную запись на прием к врачу, необходима базовая инфраструктура, нужны компьютеры, которых сейчас нет.

Кроме того, медицина ведь мало чем отличается от любой другой отрасли – поликлиники и больницы так же должны вести кадровую, бухгалтерскую, учетную политику. Поэтому мы будем, с одной стороны, пытаться создать удобства для пациентов, чтобы их снимки и анализы были доступны для врача в любой из больниц. Но не менее важный блок - оптимизация работы самих медицинских структур с управленческой точки зрения.

В 2011 году и первой половине 2012 года основной упор мы сделаем на создании электронной записи на прием к врачу. Плюс уже в этом году в одном административном округе мы будем проводить эксперимент по комплексному внедрению медицинской информационной системы: это и электронная карта, и учет медтехники и медицинских расходных материалов. Далее будем тиражировать успешные наработки в остальных округах.

- А как удастся защитить личные данные пациентов, если все бумажные медкарты будут переведены в электронный вид?

- У нас все болезни кодифицированы, а сама карта будет деперсонифицированной. Таким образом, если даже кто-либо по непонятным причинам вдруг скачает вашу медкарту, то все, что там будет написано, это код. Эта информация будет достаточно бесполезна, потому что ее надо будет соотнести с очень большим количеством справочников. Сведения будут доступны только врачу, который будет заходить через медицинскую информационную систему по своей электронной цифровой подписи.

- Машины скорой помощи в Москве уже оборудованы некими терминалами, позволяющими, например, посмотреть, в каких больницах поблизости есть свободные места. Так ли это? И что еще можно сделать с помощью этих устройств?

- Такими устройствами сейчас уже оборудовано 99% всех карет скорой помощи – это и навигатор, и сотовый телефон со стилусом в одном флаконе. Противоударный и водонепроницаемый, потому что врачам приходится иногда работать в экстренных ситуациях. Терминал позволяет карете скорой помощи получить информацию о том, куда ехать, что это за больной, описание симптомов. С помощью этой же системы ищут машины, которые ближе всего находятся к пациенту. Врач, когда приехал, отмечается и диспетчер ставит отметку о прибытии. В пилотном режиме мы сейчас обкатываем систему анализа загруженности коечного фонда в больницах. В общем, функционал у системы достаточно большой.

- Артем Валерьевич, уделяется ли в программе "Информационный город" внимание открытости московских властей? Как вы оцениваете ее уровень сейчас, и что планируете изменить?

- Конечно, правительство недостаточно информатизировано и открыто. Для начала надо приучить чиновника пользоваться корпоративной почтой, а не пересылать служебные документы через внешний e-mail, в широком смысле приучить его к компьютеру. После этого его уже можно выводить на публику: для этого мы делаем интерактивные сайты, продумываем механизмы, чтобы любой гражданин мог, например, что-то сфотографировать на свой мобильный и послать оперативный сигнал чиновнику. Особенно это актуально в сфере коммунального хозяйства.

Много делаем для избавления от бумаг. Например, сейчас мы пытаемся добиться того, чтобы на заседания члены правительства приходили не с огромной кипой документов, а имели все при себе в электронном виде. Теперь члены правительства через закрытую сеть Wi-Fi смогут заходить со своих ноутбуков в специальную систему, где все материалы с последними правками будут вывешиваться в электронном виде.

- А москвичи смогут смотреть заседание правительства через интернет?

- С точки зрения технологий, здесь никакой проблемы нет. Вопрос скорее в том, насколько такие трансляции будут востребованы. Мне кажется, гораздо важнее сделать открытым не само заседание, когда решение уже принято, а наладить диалог госорганов с москвичами на этапе проработки вопросов.

- Артем Валерьевич, а Москва готова к проведению электронного голосования на выборах, например, через интернет или телефон?

- Технологически в 2016 году мы будем готовы провести электронное голосование, и такую возможность предоставим. Однако с точки зрения ментальности к массовому переходу на электронное голосование пока не готов.

- На рынке сейчас настоящий бум всевозможных приложений для смартфонов, появилось много решений по мобильным платежам. Какие сервисы с использованием мобильного телефона готова предложить Москва?

- Вместе с крупнейшими операторами Москва работает над целым рядом проектов, таких как мобильная идентификация. С помощью модернизированных SIM-карт вы можете проводить любые операции, начиная от оплаты пошлины и заканчивая перерегистрацией себя из одной квартиры в другую. Второе направление – это NFC-технологии, которые позволяют вам, прикладывая телефон к турникету, проходить в школу, больницу, поликлинику, метро. Деньги будут списываться с вашего мобильного счета. Проход в метро по телефону обеспечим к 2013 году. Право гражданина, пользоваться этим или нет, но услуга такая будет предоставлена.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала