Спустя четверть века после аварии на Чернобыльской АЭС многие аспекты воздействия радиации на организм человека все еще остаются неизученными. Специалисты ФМБА России не выявили значительного прироста опухолевых заболеваний у россиян, которые жили на подвергшихся загрязнению территориях. В то же время украинские врачи отмечают не только увеличение числа опухолей щитовидной железы, но и взаимосвязь между влиянием радиации на будущих мам и отцов и проявляющимися отклонениями в развитии у детей. О том, как сказалась радиация на потомстве ликвидаторов, рассказал корреспонденту РИА Новости Татьяне Степановой директор ведущего Института педиатрии, акушерства и гинекологии Украины, академик Юрий Антипкин.
- Юрий Геннадьевич, Институт педиатрии, акушерства и гинекологии, который Вы возглавляете, является ведущим учреждением Украины в области охраны материнства и детства. Наверняка в вашем институте оказывали помощь будущим мамам, которые подверглись радиационному воздействию после Чернобыльской катастрофы, которая произошла 26 апреля, 25 лет назад?
- Когда случилась эта трагедия, никто не знал, как изучать медицинское влияние последствий такой катастрофы на состояние беременной женщины и ребенка. Поскольку мы являемся ведущим учреждением в стране по материнству и детству, нам первым было поручено изучать этот вопрос. Хочу сказать, что в момент аварии в городе Припяти, где находится четвертый энергоблок АЭС, находились 533 беременные женщины. Все они обслуживались в нашей клинике. Эти женщины как раз подверглись острому радиационному воздействию в момент взрыва. А потом сформировались районы радиационного контроля, когда уже была изучена дозиметрия. И мы стали составлять свой регистр наблюдения беременных женщин, то есть мы охватывали практически всех беременных женщин на радиационно-контролируемых территориях.
Почему не с чем сравнить Чернобыльскую аварию? Потому что, во-первых, был острый радиационный эффект, когда взорвался сам реактор, и лучи радиации буквально исходили из разрушившегося четвертого энергоблока. Люди, живущие вблизи станции, облучались радиацией. Второй момент, когда облако подняло радиационные вещества и разнесло, и они выпали в виде осадков. То есть, произошло радиационное загрязнение окружающей среды надолго, потому что период полураспада цезия и стронция разный. И еще острый период сопровождался выбросом радиоактивного йода, он существует в природе 6-8 недель, а потом разрушается. И каждый, кто находился в районе аварии, он поглощал этот йод вместе с воздухом. Таким образом, радиационный йод оседал в щитовидной железе и давал дозовую нагрузку облучения на этот орган. Поэтому сразу же после аварии надо было принимать обычный йод, чтобы он заблокировал щитовидную железу. А вот если щитовидная железа свободна от йода, а попадает сразу радиоактивный, то он включается в определенные структуры щитовидной железы и делает своей пагубное дело – облучение. И вот отсюда у нас пошли раки щитовидной железы и у детей, и у взрослого населения на четвертый год после аварии. А нам все гематологи и онкологи обещали, что рак после Чернобыльской аварии будет не раньше чем через 7-8 лет. А у нас он пошел на третий-четвертый год, и довольно разительным было увеличение случаев рака.
- Насколько было увеличение?
- Ну, это было сразу в десятки раз. То есть, в первые годы мы уже имели где-то сотни случаев этого заболевания. Но самое главное, наш институт изучал последствия Чернобыльской аварии для состояния здоровья беременной женщины и ее плода. Аналогичных исследований в мире нет. И мы выявили такие изменения: беременные женщины, которые подверглись этой катастрофе, имели различные осложнения при родах, проблемы во время течения беременности. Чаще всего это были тяжелые патологические роды с кровотечениями, фетоплацентарной недостаточностью, беременность протекала на фоне срывов, самопроизвольных абортов, увеличилось число мертворожденных детей. Здесь также большое значение имел фактор стресса, люди были напуганы этой аварией, люди не знали, как дальше жить. Естественно, любая женщина, переживающая за своего ребенка, она перенесла этот психоэмоциональный стресс, что тоже пагубно повлияло на течение беременности и развитие плода. Мы это доказали при исследовании плаценты по наличию в ней радионуклидов. То есть, если женщина во время беременности оказывается в зоне, загрязненной радионуклидами, то радионуклиды, проникая в организм беременной женщины, проникают в плаценту и накапливаются там. Это небольшие количества, но в норме их вообще не должно быть. Так природой устроено, что жизнь зарождается в чистом месте, в чистой плаценте. А тут мы столкнулись с тем, что первые этапы формирования человеческой жизни соприкасаются с радионуклидным воздействием, это имеется в виду цезий, альфа - и бета - радионуклиды и другие ионизирующие излучения. Поэтому те морфологические исследования, которые мы проводили в плаценте, показали, что присутствие радионуклидов действительно влияет на структуру клеток. Если возникают изменения в структуре плаценты, то конечно, происходят изменения внутренних органов плода. И были специально проведены исследования в случаях, которые закончились самопроизвольным выкидышем или мертворождением: мы находили те или иные изменения, которые наверняка были связаны с негативным фактором Чернобыльской аварии.
- Сколько на сегодня женщин, которые, так или иначе, подверглись воздействию после Чернобыльской аварии?
- Я хочу сказать, что беременных женщин, которые есть у нас в банке данных в институте, более 20 тысяч с разных регионов. Всего у нас 72 административных района в разных регионах, которые пострадали от Чернобыльской аварии, в основном они расположены в Киевской, Житомирской, Черниговской, Ровенской областях.
- Вы помните день аварии, как это было?
- Конечно, помню. Это была пятница 26 апреля. Но мы об этом узнали по "сарафанному радио", когда люди друг другу рассказывали, что произошла авария. Спустя двое-трое суток уже появилась официальная информация от правительства, что случилась такая катастрофа. На мой взгляд, правительство Украины в то время сделало правильные шаги. Вы знаете, что это было накануне первомайской демонстрации. Я знаю, что первые лица государства позвонили в Москву в ЦК КПСС и говорили, что нужно отменять демонстрацию, потому что в Киеве тогда тоже было повышено содержание радиоактивного йода. И вообще, Киев недалеко находится от зоны аварии, по прямой, где-то 90 километров. Был солнечный день, люди гуляли, не было никакого режима. Вот сейчас мы видим, как японцы используют маски, стараются как можно дальше находиться от зоны эпицентра аварийного реактора на Фукусиме. Но, слава Богу, там сам реактор не разрушился, а просто выбросил пары, а четвертый энергоблок на Чернобыльской станции был полностью разрушен.
Первомайская демонстрация проходила всего 30 минут, началась массовая эвакуация детей из загрязненных территорий вместе с мамами на поездах и автобусах. Всего около миллиона детей были эвакуированы. То есть детское население было ограждено от этого радиационного воздействия.
- Каковы могут быть генетические последствия воздействия радиации на человека, вы проводили такие исследования?
- Люди и врачи всегда боятся радиационных эффектов и последствий, поэтому нас всегда интересовало: какие все-таки радиационные эффекты могут быть у потомства ликвидаторов. Ликвидаторами Чернобыльской аварии были сотни тысяч молодых людей, которые прибыли из разных уголков Советского Союза. И люди получали разной степени дозы облучения, в том числе и парни, которые должны были воспроизвести потомство. И нас интересовало, какое потомство рождается у тех, которые получили ту или иную дозу облучения. И мы обнаружили, что риск наследственных мутаций возникает тогда, когда ликвидатор аварии воспроизводит потомство в первые месяцы после окончания работ по ликвидации последствий аварии на АЭС. А если ликвидатор планирует воспроизвести потомство в более поздние сроки, то риск мутаций у потомства минимален. Этот факт украинские и французские генетики открыли совместно. Поэтому радиация действительно имеет отрицательное воздействие на возникновение наследственных мутаций, но надо смотреть, когда эта радиация воздействовала на будущего отца.
- Юрий Геннадьевич, японские специалисты не обращались к вам за помощью в связи с аварией на Фукусиме-1?
Аварии на АЭС в результате землетрясения в Японии. Схема >>
- Конкретно обращались к нашим ликвидаторам в Радиоцентр, где есть большой опыт. Я знаю, что представитель Радиоцентра побывал на Фукусиме, и дал свои рекомендации. То, что мы сегодня наработали, имеет мировое значение, и поэтому я думаю, что все эти методики по охране материнства и детства будут использованы и японскими специалистами.