Рейтинг@Mail.ru
Олег Вольнов: мы – не дети подземелья - РИА Новости, 22.04.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Олег Вольнов: мы – не дети подземелья

© Фото : Первый каналЗаместитель генерального директора Первого канала по общественно- политическому вещанию Олег Вольнов
Заместитель генерального директора Первого канала по общественно- политическому вещанию Олег Вольнов
Читать ria.ru в
Дзен

Заместитель гендиректора Первого канала по общественно-политическому вещанию Олег Вольнов рассказал в интервью РИА Новости о перспективах документального кино на телевидении, недостатках интернета и необходимости дать русский ответ Discovery. Беседовала Мария Ганиянц.

- Глава РПЦ патриарх Кирилл на днях назвал обилие развлекательных телепередач признаком опасных перемен в человеческой душе. Может, перестать гнаться за рейтингами и увеличить число образовательных фильмов?

- Во-первых, за последние несколько месяцев дважды встречался со Святейшим. Мы долго говорили о людях и вере - и не было никакого уничижения в адрес телевидения, и уж тем более не прозвучало, что корень всех бед нашего общества – телевидение.

Во-вторых,  рейтинги – это показатель количества телезрителей. И совет "перестать гнаться за рейтингами", извините, практически то же, что и совет прекратить вещание вообще.

Но по сути я согласен, что у российского телевидения, да и у государства в целом есть серьезная проблема – отсутствие образовательного, нацеленного на просветительство телевизионного канала, канала "базовых знаний". Ну почему мы смотрим "их" Discovery, почему Великобритания может позволить себе такой канал, как BBC-4? У нас нет ничего подобного, и ни у одного из федеральных каналов нет возможности сделать упор на научно-популярный и просветительский контент. Основные каналы вынуждены дублировать друг друга, так как должны покрывать всю картину дня, охватывать максимально широкую аудиторию.

- Ведь есть же телеканал "Культура", на котором нет рекламы. Почему бы не сделать такой образовательный телеканал?

- Это решение должно быть принято на государственном уровне. Если эту идею поддержит государство, то обязательно найдутся и богатые люди, которые готовы будут принять спонсорское участие в этом проекте.

Невозможно себе представить логотип какой-нибудь фирмы на пачках маленьких лебедей в балете "Лебединое озеро". А, например, на форме участников экспедиции в тайгу - вполне реально. И поэтому проект не обязательно будет убыточным. На старте потребуются вложения, и немалые, так как уровень фильмов должен быть конкурентоспособным. Но у нас умеют делать такое кино: есть база, кадры, идеи, опыт совместных масштабных проектов с западными каналами. Например, прекрасный сериал "Битва за космос" или фильм "Диана: последний день в Париже" мы делали вместе с ВВС. Вдобавок, мы лучше знаем свою аудиторию, чем иностранцы, и для наших соотечественников  российский телевизионный продукт важнее, чем западный.

Но без помощи государства эту благородную идею начать реализовывать невозможно.

- А может, уйти с этим проектом в интеренет? Вот сидит там "Дождь» и неплохо себя чувствует.

- Я понимаю интернет сегодня как некое параллельное телевидению пространство со  специфическими задачами и весьма специфичной аудиторией.

Когда я говорю о телеканале "базовых знаний", то имею в виду создание контента определенного рода, фильмов и программ, которые бы не уступали уровню Discovery или тому же BBC. Пока для интернета создание программ такого уровня в принципе невозможно. И потом, я говорю о влиятельном канале, аудиторию которого составят миллионы зрителей. Можно, конечно, уйти в кабельные сети и тешить свое самолюбие тем, что папа и мама где-то могут увидеть твою фамилию в титрах. Но мы же не "дети подземелья". Мы – команда чемпионов.  Если решать задачу на государственном уровне, то и масштаб должен быть соответствующий.

- Какое документальное кино хотят видеть телезрители, что говорят рейтинги?

На Западе уже лет восемь как наметилась тенденция снижения интереса к исторической тематике, теперь этот печальный тренд докатился и до России. Еще 3-4  года назад историческая документалистика собирала рекордные показатели, а сейчас рейтинги этого жанра (надеюсь, что временно) падают.

Очевидно, что документальное кино должно быть сегодня актуальным. Людям интересна современная жизнь, в первую очередь их волнуют базовые ценности:  здоровье, безопасность жизни, воспитание детей. Все больший интерес к проблемам окружающей среды. Хорошо смотрят наши циклы "Среда обитания", "Вкус жизни".

Телезрители по-прежнему любят фильмы об известных людях. Высокие рейтинги были у портретов Ноны Гришаевой, Марины Дюжевой, Анны Герман и многих других.

Мы будем поддерживать важные с нашей точки зрения темы. Только что к 50-летию полета первого человека в космос показали документальный сериал "Открытый космос", готовится продолжение сериала "Великая война". Эти два сериала, по-моему, вообще новое слово в документальном кино – симбиоз уникальных фактов с самой современной "компьютерной" подачей. Сейчас готовим фильм к 25-летию катастрофы на Чернобыльской АЭС. В свете событий в Японии он становится очень актуальным. Фильм выйдет на экраны 25 апреля.

- Какие документальные фильмы вы никогда не покажете на Первом?

- У нас нет никаких запретов, кроме тех, которые нарушают общечеловеческие этические нормы. Никогда не поставлю фильмы, где идет пропаганда насилия, расовой дискриминации и пр. Ну и есть ограничения, которые диктуются необходимостью собирать у телеэкрана максимально возможную аудиторию. Моя задача - соблюсти баланс между рейтингом и общественной значимостью.

- За счет чего живет, а по российским меркам - жирует документальное кино на Западе?

- Если хотите знать мое сугубо частное мнение, то успешный западный прокат документального кино – надуманная вещь.
Да, был успех "9/11 по Фаренгейту" Майкла Мура, "Птиц" Жака Перрена, "Марша пингвинов" Люка Жаке. Но это скорее исключения, подтверждающие правила. Другое дело, что есть значительный рекламный рынок США, за счет которого можно "отбить" производство документального телевизионного кино. Есть французские и немецкие фонды, которые поддерживают документальное кино, есть специализированные каналы, фестивали документальных фильмов. 

Но и у нас, и на Западе документальное кино в общем и целом для проката не выгодно. Я однажды пытался помочь с прокатом нашим производителям документального кино. Владельцы кинотеатров смотрели на нас, как на идиотов. Если бы число кинотеатров было больше в разы, тогда, может быть, легче было бы договориться о прокате документального кино. Но пока все не так. 

- Складывается впечатление, что у документалистов -  затянувшийся кризис: режиссеры (Учитель, Лозница) бегут в игровое кино, оставшиеся снимают "для своих", в расчете на фестивали...

- Кризиса на телевидении точно нет. Есть проблемы в каждом жанре: что-то отмирает, что-то - наоборот. Мы показываем по Первому порядка 200-250 документальных фильмов в год, 3-4% - наше собственное производство, 10% мы покупаем за границей, все остальное – независимые производители по нашему заказу.

- Сколько стоят покупные фильмы?

По-разному, в зависимости от того, что за фильм и на каких условиях вы его берете: от тысячи долларов до нескольких десятков тысяч. 
Как правило, фильмы покупаются на условиях двукратного показа, но в некоторых случаях контракт может быть бессрочным. Например, в сериале "Россия от края до края" - его снимали немецкие коллеги – мы вступили в проект на этапе постпродакшн, вложили немало денег, но и получили права на вечное использование уникальных съемок.

Чем отличается Первый канал - так это тотальным контролем за рынком кинопродукции. Мы отслеживаем все мало-мальски интересное, что происходит в области документального кино, знаем планы режиссеров и студий на несколько лет вперед. Хотя часто то, что они делают, и не подходит под телеформат. Когда аудитория - 200 миллионов человек, то степень ответственности принципиально иная.
Но количество каналов растет, и не исключено, что в скором времени появится у нас канал, на котором будут показывать документальный артхаус, и у него будет своя аудитория.

- Чем отличается документальное кино для фестивалей от того, что берут и делают для ТВ?

- Это просто два разных подхода. Задача телевизионщиков – придумать идею и реализовать ее таким образом, чтобы ее посмотрело как можно больше людей, а режиссеры документального кино нередко снимают для себя и узкого круга почитателей. Да и принцип телевизионного монтажа несколько отличается от кино: он более активный, подача материала динамичнее, и все объяснять надо подробнее.
У меня на столе есть папки, в которых множество заявок на будущие фильмы, и ко всем у меня есть главное требование – принцип воплощения должен быть таким, чтобы интересно было многомиллионной аудитории.

- Какие новые фильмы нас ждут в ближайшее время?

- 23 апреля выйдет фильм "Пасха". Это последняя часть большой трилогии – "Рождество", "Великий Пост", "Пасха". Бюджет у трилогии немаленький, но и работа сопоставима по уровню с западными лучшими документальными проектами.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала