Всенародно любимый композитор Оскар Фельцман, автор "Ландышей", "Огромного неба", "Я верю, друзья" и сотни других песен, на которых мы все выросли, рассказал РИА Новости о поэтах, путешествиях и смысле требовательности. Беседовала Ирина Гордон.
- Оскар Борисович, в первую очередь - с Днем Рождения!
- Для меня это очень большой день. Я целый год думал о нем - и пришел к выводу, что с одной стороны это веселый праздник, потому что все-таки я прожил столько лет на свете; в концертном зале "Россия" будет большой обзорный концерт, где будут звучать мои песни, придут многие знаменитые артисты. А с другой стороны - грустный, потому что мне уже очень много лет и не удается работать так, как в молодые годы.
- Чем Вы сейчас занимаетесь?
- Тем, чем занимался всю свою жизнь – я пишу песни. Но, конечно, пишу их меньше – с одной стороны, просто физических сил не хватает, а с другой - у меня все более завышенные требования к тому, что я делаю. Очень многое зависит от поэтов. У меня всегда были потрясающие поэты – Роберт Рождественский, Евгений Долматовский, Михаил Матусовский, Игорь Шаферан, Владимир Войнович и многие другие. А сейчас с поэтами стало туго – нельзя сказать, что сегодня мы находимся на самом взлете поэтического слова, поэтому я пишу много, но приходится и многое отсеивать. Когда я задаю себе вопрос, доволен ли я тем, что написал, то прихожу к выводу, что частично. Некоторые свои успехи я признаю и радуюсь им, но есть у меня и промашки. И о будущем я должен сказать: работать, работать и работать.
- Ваши сочинения становились хитами на всем постсоветском пространстве и даже за его пределами. Удалось ли вычислить секрет их успеха?
- Вопрос о том, как написать хит, остается открытым. Это загадка. Когда я пишу песню, я никогда не могу сказать, станет она популярной или нет. В некоторых случаях я угадывал, но это было крайне редко. Например, я угадал "Ландыши", "Я верю, друзья", "На тебе сошелся клином белый свет", "Черное море мое", "Венок Дуная" – это те немногие песни, где я предвидел популярность, и они действительно стали известными. Вы не представляете, насколько меня это радует.
- Какую из них больше всего любите Вы сами?
- Вы знаете, я задумывался над этим вопросом и понял, что больше всего мне нравится именно та песня, над которой я сейчас работаю – иначе бы я просто не писал новых песен.
- Вы работали со многими знаменитыми артистами и талантливыми поэтами, писали не только песни, но и оркестровую, и инструментальную музыку, музыку к балетам, опереттам, кино и мультфильмам. Что было важнее всего?
- Может быть, это прозвучит и очень высокопарно, но моя самая важная работа – это изучение жизни, а не то, что написано. Для того чтобы написать настоящую песню, надо знать людей, для которых и про которых пишешь. Нужно знать всю их душу. Я объездил всю нашу огромную страну, весь земной шар, встречался с молодыми и пожилыми людьми, пытался понять их. И в конце концов получался образ человека, для которого я пишу.
- Сейчас все происходит по-другому?
- Сейчас есть очень талантливые песни, но наряду с ними есть масса серой, маловыразительной музыки. Нужно сделать все для того, чтобы хорошая музыка звучала. И это возможно, потому что у нас большие-большие творческие запасы. Есть такое свойство характера – требовательность. Очень многие наши композиторы и поэты забыли о ней по отношению к себе - лишь бы написать, прославиться, заработать. Такой путь в творчестве ни к чему хорошему не приводит: надо вдумчиво работать, нужно вынашивать тему песен. Тогда, может быть, будет успех, а иначе – провал.