Рейтинг@Mail.ru
Замглавы Минрегиона: инвестфонды в регионах нужно создавать уже сейчас - РИА Новости, 03.02.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Замглавы Минрегиона: инвестфонды в регионах нужно создавать уже сейчас

© Фото : предоставлено пресс-службой МинрегионаЗаместитель главы Минрегиона Владимир Токарев
Заместитель главы Минрегиона Владимир Токарев
Читать ria.ru в
Новый подход федеральной власти к выделению субъектам РФ субсидий из Инвестиционного фонда предполагает необходимость создавать в регионах свои инвестфонды. Постановление правительства, устанавливающее новые правила, вступит в силу с 2012 года, однако регионам необходимо начинать заниматься своими инвестфондами уже сейчас, рассказал в интервью РИА Новости заместитель главы Минрегиона Владимир Токарев.

Новый подход федеральной власти к выделению субъектам РФ субсидий из Инвестиционного фонда предполагает необходимость создавать в регионах свои инвестфонды. Принятое 30 октября прошлого года постановление правительства, устанавливающее новые правила, вступит в силу с 2012 года, однако регионам необходимо начинать заниматься своими инвестфондами уже сейчас, рассказал в интервью РИА Новости заместитель главы Минрегиона Владимир Токарев.

- Как будут действовать региональные инвестиционные фонды и почему эта тема актуальна уже в 2011 году?

- Если быть кратким, то каждому субъекту Российской Федерации в наступившем 2011 году предстоит сложная работа: разработка и принятие нормативной базы - собственного положения о региональном инвестиционном фонде, реализация, по крайней мере, одного проекта из средств такого фонда, а также самостоятельный отбор проектов, претендующих на господдержку из бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации.

Прежде всего,  напомню об основных принципах работы Инвестфонда. Созданный как институт развития, Инвестиционный фонд представляет собой часть распределяемых в особом порядке средств федерального бюджета, которые направляются на создание инфраструктуры в рамках инвестиционных проектов, имеющих различную структуру.

И хотя история проектов фонда насчитывает всего несколько лет и только небольшая часть из них к настоящему моменту полностью завершена, можно смело констатировать, что Фонд - это динамично развивающийся механизм, меняющийся как под воздействием внешних обстоятельств (например, таких как изменение финансово-экономической ситуации в стране), так и внутренних факторов. К последним объективно относятся не только достигнутые положительные результаты и конкретные решения встречающихся на пути проблем, но и, безусловно, ошибки, предвидеть которые и избежать которых вряд ли было возможно, учитывая, что все проекты Фонда по сути являются пилотным опытом российской модели public-private partnership (государственно-частное партнерство – прим. ред.), но учесть которые можно в дальнейшем.

- Вопрос, представляющий практический интерес как для регионов страны, так и для частных инвесторов: как и на какие проекты будут направляться средства Инвестфонда в ближайшем будущем?

- При поддержке за счет средств Инвестфонда  реализуются две основные категории проектов: проекты, имеющие общегосударственное значение (стоимостью более 5 миллиардов рублей при минимальной доле участия частного инвестора 25%), и региональные инвестиционные проекты (стоимостью начиная от 500 миллионов рублей при минимальном объеме финансового участия частного инвестора, составляющем 50% стоимости проекта).

Региональные проекты были введены в 2008 году, и сейчас это 23 проекта, территория реализации которых охватывает 21 субъект Российской Федерации.

В канун 2010 года было принято решение о необходимости корректировки подхода к отбору региональных проектов с акцентом на предоставление средств фонда на проекты, отбираемые регионами самостоятельно.

Это решение воплощено в жизнь в утвержденном в самом конце октября правительством Российской Федерации постановлении №880, которое должно вступить в силу с 2012 года.

- Каким образом готовилось это постановление? Какие принципы в него заложены?

- При подготовке постановления обсуждались две возможные концепции, связанные с функционированием так называемых "региональных инвестиционных фондов".

Первую концепцию можно условно назвать "фондированием". Такой подход состоял в предоставлении субъектам Российской Федерации максимальной свободы, предполагая перечисление субсидий в региональные инвестиционные фонды в начале финансового года с последующим отбором ими и финансированием за счет указанных средств инвестиционных проектов на принципах ГЧП (государственно-частного партнерства). Однако эта концепция не отвечала важному принципу - адресности поддержки, так как в момент передачи средств в региональный инвестиционный фонд федерация, да и сам субъект, не знают, какие конкретно проекты будут реализованы за счет средств фонда и насколько эти средства будут реально востребованы регионом.

Между тем, предоставление средств Инвестфонда всегда означает поддержку реализации проекта на общефедеральном уровне, налагая тем самым не только на субъект РФ, но и на федеральную власть в целом определенную ответственность за успешную реализацию проекта и конкретный результат.

Одновременно следует четко понимать, что субсидия за счет средств фонда - это не подарок субъектам Российской Федерации, не имеющим достаточных средств для финансирования инфраструктуры и поддержки инвестиционной деятельности. Наоборот, необходимо было решить непростую задачу, с одной стороны, закрепив равные возможности всех субъектов Российской Федерации на получение субсидии, с другой стороны, однозначно определив, что средства фонда будут предоставлены тем субъектам, которые серьезно настроены на развитие ГЧП на своей территории, а не воспринимают Инвестиционный фонд как разовую возможность взять из федерального бюджета средства на финансирование собственных расходных обязательств.

Учитывая совокупность указанных обстоятельств, выбор был сделан в пользу второй концепции, сочетающей в себе на максимально возможном уровне адресность поддержки, отбор проектов регионами на основе объективных критериев, необходимость достижения конкретных результатов, развитие ГЧП на региональном уровне.

- Расскажите, пожалуйста, о тех условиях, на которых регионы получат поддержку своих проектов за счет бюджетных ассигнований из Инвестиционного фонда РФ.

- Порядок, закрепленный постановлением правительства Российской Федерации от 30 октября 2010 года, установил три основных условия, которые должны быть выполнены субъектом РФ для получения субсидии.

Первое из них - создание в субъекте регионального инвестиционного фонда. Следует особо подчеркнуть, что региональный инвестиционный фонд, согласно постановлению, это не юридическое лицо, а часть средств бюджета субъекта Российской Федерации, выделенная для поддержки реализации проектов на принципах ГЧП, аналог "федерального" Инвестиционного фонда, но на региональном уровне.

Для функционирования регионального инвестиционного фонда на уровне субъекта РФ должна быть принята необходимая нормативная база - "положение о региональном инвестиционном фонде", которым должны регламентироваться процедура отбора проектов в регионе: количество этапов отбора, порядок формирования и деятельности органов, которые будут осуществлять отбор, критерии отбора, требования к проектам и их участникам, возможные направления расходования средств регионального инвестиционного фонда.

Важным является здесь то, что положение о региональном инвестиционном фонде не должно быть направлено только на получение поддержки за счет бюджетных ассигнований  Инвестиционного фонда РФ, но также должно предполагать предоставление поддержки за счет средств регионального инвестиционного фонда - без учета субсидии из Инвестфонда РФ - другим проектам, которые не будут претендовать на федеральную поддержку, и в иных формах, не противоречащих федеральному и региональному законодательству.

В помощь субъектам Российской Федерации примерное положение о региональных инвестиционных фондах будет разработано Минрегионом России в первой половине 2011 года.

Второе условие - к моменту, когда будет подана заявка о предоставлении средств Инвестфонда РФ, должно начаться финансирование хотя бы одного проекта за счет средств регионального инвестфонда без федеральной финансовой поддержки. Это условие было введено как своего рода гарантия, что созданный субъектом РФ региональный инвестиционный фонд существует не только на бумаге, а реально функционирует.

Наконец, третье условие - наличие конкретных проектов, отобранных субъектом Российской Федерации, что позволяет понять, для достижения какого результата будут предоставлены средства фонда.

При этом сохраняется большинство тех требований, которым должен соответствовать региональный инвестиционный проект, претендующий на получение субсидии за счет средств фонда. Одновременно субъектам РФ предоставлено право на региональном уровне закрепить в случае необходимости какие-либо дополнительные требования к проектам или их участникам. Например, установить более узкую отраслевую направленность, ввести повышенные требования к эффективности проектов, и тому подобное.

- Но, очевидно, есть и противники такого подхода, которые возразят, что он чрезмерно требовательный и более сложный, что проще первый подход - отдать в начале года субсидии в субъект РФ с целевым назначением "на развитие ГЧП". Кроме того, наличие такого количества условий затягивает момент передачи субсидии в субъект РФ.

- Уверен, что в вечной борьбе между, с одной стороны, "количеством" - объемом освоенных субсидий и максимально ранним сроком их передачи в бюджет региона, и, с другой стороны, "качеством" - тем, на что были направлены средства, при важности достижения обоих показателей, на первое место все же следует ставить эффективность расходования средств, которая, безусловно, должна сочетаться с приемлемым временем доведения субсидий. Эта логика и взята за основу при формировании новых правил.

Это не означает, что первая концепция лишена права на жизнь. Наоборот, такой подход простого "фондирования" и фактически абсолютной свободы субъектов РФ может стать будущим направлением развития Инвестфонда - но через несколько лет, когда за спиной у регионов будут стоять уже не единицы, а по крайней мере несколько десятков успешно реализованных на принципах ГЧП проектов, а ГЧП будет использоваться как эффективный способ решения публичных задач на систематической основе.

Надеюсь, что принятые нормы обратят внимание регионов на преимущества использования государственно-частного партнерства на региональном и муниципальном уровнях и создадут условия для реализации в нашей стране  при совместном участии государства и бизнеса проектов, результатом которых будет создание новых производств и рабочих мест, а также развитие инфраструктурного потенциала страны.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала