Официальному печатному органу Правительства РФ "Российской газете" исполняется 20 лет, первый номер "Российской газеты" вышел 11 ноября 1990 года. Главный редактор издания Владислав Фронин рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Елене Ухановой о том, во сколько раз вырос бюджет газеты, что ждет рынок печатной прессы в России и произойдут ли кардинальные изменения при новом генеральном директоре "РГ".
- Владислав Александрович, вы возглавляете "Российскую газету" более десяти лет. Что изменилось за это время в редакционной политике, коллективе, атмосфере издания?
- Для начала одна цифра. Бюджет ФГУ "Редакция "Российской газеты" вырос за прошедшие годы в 605 раз. В 605 раз! Это означает, что в редакции появился новый профессионально крепкий коллектив – и журналистов, и рекламных агентов, и бухгалтеров, и других специалистов, которые сегодня делают совершенно иной информационный продукт, нежели десять лет назад. Сегодня "Российская газета" на равных конкурирует с качественными изданиями и в некоторых позициях лидирует.
Нам удалось создать замечательный коллектив журналистов и получить своего читателя на рынке печатных СМИ. Наши читатели – это прежде всего люди, принимающие решение. Те, кто работает в государственных структурах, занимается бизнесом, и одновременно это самая широкая аудитория вплоть до ветеранов труда, блокадников, инвалидов, тех, кто получает по пятницам "Российскую газету – Неделя" бесплатно. Надо сказать, что в пятницу "Российская газета" выходит самым большим тиражом – "Российская газета – Неделя" – издается тиражом почти 3,5 миллиона экземпляров. Кроме этого, мы издаем "Библиотечку "Российской газеты", "Российскую Бизнес-газету". Мы издаем вкладки в зарубежные издания.
- Какие отличительные черты "РГ" вы можете назвать помимо того, что издание является официальным печатным органом Правительства РФ?
- Во-первых, "Российская газета" – общенациональная газета в полном смысле этого слова. Ведь у нас сегодня есть печатные издания, которые распространяются вдоль железных дорог по городам-миллионникам. "Российская газета" есть там, где есть российский флаг – и в маленькой деревушке в Нечерноземье, и даже на Северном полюсе.
Во-вторых, наша газета не партийное издание. Она открыта для всех точек зрения, за исключением крайностей. Газетные полосы - это своего рода дискуссионная площадка. Отсюда еще одна особенность – мы представляем авторам достаточно большие объемы для серьезных аналитических материалов. Среди постоянных авторов "Российской газеты" Евгений Примаков, Сергей Караганов, Валерий Зорькин, Михаил Горбачев, Андрей Кончаловский, Лев Аннинский… В истории "Российской газеты" – первые публикации статей Александра Солженицына. И мы этим гордимся.
Фирменная рубрика "Российской газеты" – "Деловой завтрак". Ее гостями стали все видные представители политической, экономической и культурной элиты: от Бориса Ельцина до Дмитрия Медведева, от Эльдара Рязанова до Кирилла Серебренникова, от Вячеслава Фитисова до Татьяны Лебедевой.
Информационная журналистика факта дополняется комментариями великолепной команды колумнистов: Леонид Радзиховский, Евгений Ясин, Николай Злобин, Виталий Дымарский, Михаил Швыдкой, Валерий Выжутович, Игорь Юргенс…
"Российская газета" проводит Дни открытых дверей: для ее читателей нет препятствий, чтобы зайти в высокие кабинеты министров иностранных дел, МЧС, Председателя Верховного суда, Генеральную прокуратуру… При этом руководители ведомств сами лично отвечают на читательские вопросы.
"Российская газета" – газета регионов: у нее 31 филиал по стране, печатается она в 46 городах страны.
- Устраивает ли вас рейтинг "РГ"?
- Мы удовлетворены тем рейтингом, который имеем на сегодняшний день. Но успокаиваться было бы опрометчиво. Мы знаем конкурентов и, естественно, хотели бы стать абсолютно первыми.
У СМИ есть свой "профессиональный рейтинг авторитетности": то насколько часто издание цитируют в других масс-медиа при обзорах прессы, в выпусках новостей и т.д. Это важно. Тебя цитируют коллеги – значит, признают твой авторитет. Спорят, но прислушиваются. "Российская газета" в рейтинге в числе лидеров постоянно.
Что привлекает читателей в "Российской газете"? По отзывам коллег и читателей, прежде всего то, что информация всегда получена из первых рук и от первых лиц. Журналистское мастерство. Независимая позиция колумнистов газеты. Оперативность. Обширная региональная сеть корреспондентов в каждом крупном городе страны, а не только в ее центре. Логика, ясный и четкий стиль газетных статей. Исчерпывающие и актуальные комментарии к важным государственным документам, вступающим в силу с момента публикации в "РГ". Журналистские расследования.
- Каковы перспективы развития "РГ"? В каком направлении предполагаете двигаться дальше?
- Нельзя дремать. У нас существуют практически все электронные технологии знакомые медиарынку. В то же время, есть потенциал для развития, и мы с интересом присматриваемся к тому, что делают наши конкуренты, в том числе и к опыту РИА Новости, к опыту ведущих зарубежных изданий. В любом случае, мы будем развивать и печатные версии с одним условием или с пониманием того, что они не должны оставаться застывшими, надо менять и внешний облик, и содержательную часть газеты.
- Какие информационные технологии планируете применять для развития "РГ"? Не собираетесь ли целиком уйти в Интернет?
- Будем увеличивать количество нишевых продуктов, нацеленных на конкретную целевую аудиторию, и это найдет свое отражение и в электронной, и в бумажной версии газеты. Вряд ли нынешнее положение журналистов доживет до того времени, когда нужно будет полностью уйти в Интернет и отказаться от печатных версий.
По той информации, которой мы располагаем, это скорее, вынужденная мера, она связана исключительно с финансовыми трудностями. Об этом можно говорить и на примере американских изданий, которые столкнулись с финансовыми трудностями из-за недобора рекламы, с этим столкнулись и некоторые отечественные российские издания, довольно новые, в свое время закрепившиеся на рынке, но не справившиеся, особенно в период кризиса, с финансовыми трудностями. Но, повторюсь, полностью в Интернет газеты не уйдут, они сохранят свою печатную идентичность.
- Как на ваш взгляд будет развиваться рынок печатной прессы в России в ближайшие пять лет?
- Я бы многое, наверное, заплатил тому человеку, оракулу, который бы с точностью предсказал, как медиарынок будет развиваться не только в ближайшие пять лет, хотя бы в ближайшие два-три года. Кстати, об этом же примерно говорят и западные эксперты, когда у нас было недавно представление в "Российской газете" наших партнеров по зарубежным приложениям. Этот вопрос задавали представителям "Дейли телеграф", "Вашингтон Пост", они отвечали примерно то же самое. Даже на год вперед не берутся предсказать, что будет происходить на медиарынке, настолько велика скорость изменений, происходящих в последние годы в отрасли, в которой мы работаем.
Что можно точно сказать: увеличится, вырастет онлайн-составляющая и многоплатформенность. Но при этом вряд ли стоит говорить о том, что скоро "бумага" умрет, потому что она является носителем более ценного, эксклюзивного контента.
- Генеральный директор ФГУ "Редакция "Российской газеты" Александр Горбенко, возглавлявший газету около 10 лет, в октябре был освобожден от занимаемой должности в связи с переходом на работу в правительство Москвы. Новым генеральным директором стал его заместитель Павел Негоица. Что вы ожидаете от нового руководителя? Ожидать ли каких-то кардинальных изменений в компании?
- Павел Негоица более трех лет был первым заместителем у Александра Горбенко. Он замечательный менеджер. Он в прошлом еще и прекрасный журналист. Он сочетает в себе два этих необходимых качества для успешного ведения такого большого предприятия, как Федеральное Государственное Учреждение "Российская газета". Думаю, что Павел Негоица продолжит то лучшее, что было наработано в последнее десятилетие и обязательно привнесет свое. Непременно сохранится преемственность в руководстве и главное при этом, газета будет развиваться в соответствии с теми требованиями, которые ей предъявят читатели. В этом я не сомневаюсь. И желаю новому генеральному директору, и всему нашему коллективу не успокаиваться, развиваться, и понимать, что слева и справа от нас очень серьезные конкуренты. И в этой конкуренции мы должны победить.