Василий Джарты возглавил Совет министров Крыма менее чем через месяц после инаугурации Виктора Януковича. Новому премьеру предстоит оправдать ожидания жителей полуострова, которые связывают с Януковичем надежду на развитие экономики и улучшение отношений с Россией. О том, как руководство автономной республики будет привлекать в Крым туристов и заинтересовывать инвесторов, Василий Джарты рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Дмитрию Жмуцкому.
- Вы были в Харькове на встрече Виктора Януковича и Дмитрия Медведева и, вернувшись, сообщили, что президенты договорились возобновить работу над проектом строительства моста через Керченский пролив.
- Я и губернатор Краснодарского края России были приглашены в Харьков именно в связи с этим вопросом. Дмитрий Медведев сказал, что Россия заинтересована, чтобы мост «Керчь-Кавказ» был построен к 2014 году, к началу Олимпийских игр в Сочи. Губернатор Краснодарского края вызвался подготовить проект строительства.
Уверен, что тех поручений, которые дали президенты России и Украины, будет достаточно, чтобы процесс подготовки к строительству набрал обороты. Сейчас идет подготовка поручения Виктора Януковича о строительстве моста. Заниматься проектом будет межправительственная рабочая группа.
Рассматриваются пять-шесть предпроектных предложений, в том числе и проект строительства не надземного, а тоннельного транспортного перехода. В разных предложениях - разная протяженность моста, от 5 до 10 километров. По предварительным подсчетам, строительство обойдется в миллиард долларов - это если не считать расходы на сооружение подъездных путей и другой инфраструктуры. С инфраструктурой стоимость колеблется от 1,4 до 1,7 миллиарда.
- В 2007 году Россия предлагала полностью профинансировать строительство.
- Думаю, финансирование будет паритетное, 50 на 50.
- В чем выгода для Крыма от этого проекта?
- Это даже не выгода, а экономический прорыв. Строительство моста - это тысячи рабочих мест. Думаю, благодаря транспортному переходу посещаемость Крыма вырастет на порядок - а это развитие рекреационной сферы, туризма. Мост станет частью крупного транспортного комплекса: в него войдет аэропорт, будет перевалка сухих грузов. Когда переход заработает, в Крыму начнется другая жизнь.
- Как отразится на Крыме решение продлить на 25 лет срок базирования Черноморского флота России в Севастополе?
- Для нас это значит, что Россия продолжит помогать населению Крыма и Севастополя. Очень важно, что мы нашли общий язык с дружественным нам народом. Согласитесь, нельзя сказать, что Севастополь - это украинский город. Его испокон веков называли русским городом, городом русской славы. И мы должны гордиться, что там находится российский Черноморский флот.
- Весной прошлого года украинские коммерческие структуры пытались установить контроль над российским пансионатом «Заря» под Керчью, осенью - над российским санаторием «Полет» в поселке Новый свет. Может ли руководство Крыма помешать этому процессу?
- Эпизоды, о которых вы говорите, действительно, не делают чести Крыму и Украине. При содействии МВД мы найдем способ прекратить эту вакханалию. Я лично готов в рамках своих полномочий помогать любой российской или украинской структуре, у которой возникают проблемы, связанные с рейдерством.
Крыму нужны инвестиции, значит, здесь должны быть комфортные условия для бизнеса. Мы сейчас разрабатываем проект закона Украины, который будет предусматривать определенные гарантии для любого бизнеса, приходящего в полуостров. Постараемся до начала депутатских каникул внести этот законопроект в Верховную Раду.
- Какая отрасль экономики Крыма, на ваш взгляд, должна быть главной: промышленность, туризм или сельское хозяйство?
- На первом месте, конечно, должен быть туризм. На втором, наверное, сельское хозяйство, с возможностью полной переработки выращенных продуктов, вплоть до создания готовой продукции. Например, детского питания. Этот рынок на Украине практически свободен, мы каждый год покупаем за границей детское питание на миллиард долларов.
Тяжелой промышленности в Крыму точно не будет - нужно беречь природу. Зато перспективна отрасль ветроэнергетики. В Крыму прекрасные ветра, инвесторы - французские, немецкие компании - в очереди стоят. Не исключено, что мы сможем экспортировать электроэнергию в Россию, помогать Новороссийску и Сочи.
- Сейчас почти все собранные в Крыму налоги уходят в Киев, а взамен автономия получает трансферты из госбюджета. Вас устраивает такая схема?
- Согласно Конституции Крыма, все налоги, уплаченные на территории полуострова, должны здесь и оставаться. Однако сегодня Крым к этому не готов - мы получаем из Киева больше, чем отдаем. Думаю, до конца года будем жить по сложившейся схеме, но потом начнем отстаивать свои полномочия. Тогда нам придется работать эффективнее, думать по-хозяйски. Проще и удобнее, конечно, ходить в Киеве по кабинетам и просить деньги, но наша цель - экономическая самостоятельность Крыма - стоит любых усилий.
- Став премьер-министром Крыма, вы обещали навести порядок в сфере распределения земли. Работаете в этом направлении?
- Безусловно. Всем, кто незаконно получил землю, придется с ней расстаться, даже если они заплатили большие деньги каким-то горе-руководителям. Совет министров уже отменил два решения, принятые предыдущим составом правительства. Я направил прокурору и в главк милиции письма с просьбой изучить еще ряд случаев. Речь идет в целом о незаконном распределении 600 гектаров на Южном берегу Крыма и в Коктебеле.
- В 2006 году в Крыму инициативные группы, большей частью, из числа крымских татар, самовольно захватили в Крыму более полутора тысяч гектаров земли. Что будет с этими территориями?
- Эти захваты, в основном, коммерческие - на земле ставят временные сарайчики, потом пытаются оформлять на нее документы и продавать. Есть люди, которые построили на захваченной земле дома, живут в них с детьми. Будь моя воля, я бы такие стройки узаконил. Но коммерческие «самозахваты» никто узаконивать не будет.
- Как вы планируете выстраивать отношения с 250-тысячной крымскотатарской общиной? После смены руководства автономии крымские татары потеряли ряд постов и теперь, видимо, чувствуют себя ущемленными.
- Считаю, что не стоит относиться к крымскотатарскому народу, как к политической партии. Большинство крымских татар заинтересованы в спокойствии в Крыму, но их будоражат горе-лидеры, которые от любой власти требуют постов, а когда получают отказ - заявляют, что это ущемляет достоинство народа. Я не собираюсь заигрывать с руководством любого народа Крыма, в том числе и с лидерами крымских татар.