В Мраморном дворце Русского музея открывается выставка «Удар кисти», обширная ретроспектива авангардистского движения «Новых художников», возникшего в 80-х годах 20 века. В состав «Новых художников» в разное время входили участники неформального движения, такие как: Сергей «Африка» Бугаев, Виктор Цой, Евгений Юфит, Сергей Курехин и др. Куратор выставки Екатерина Андреева рассказала РИА Новости о том, почему выставка "Новых художников" открывается только сейчас и почему их творчество актуально именно сегодня. Беседовал Иван Чувиляев.
- Почему выставка "Новых художников" появилась в Мраморном дворце только сейчас, через 20 лет после того, как группа перестала существовать?
- Мой отсчет времени в этой истории идет от 1991 года, когда 19 лет назад Тимур Новиков и Сергей Бугаев подарили работы "Новых художников" Русскому музею. С этого момента начался новый этап в жизни Отдела новейших течений Русского музея. Первый этап его существования пришелся на эпоху Николая Пунина и Казимира Малевича, а при Новикове начался новый период. Устройство выставки "Новых" было главным условием получения этого дара музеем. Мы все очень ждали возможности сделать эту выставку - и я, и Тимур Новиков. Он, к сожалению, не дождался. Наконец, мне очень повезло: на презентации моей книги "Тимур: врать только правду" в Москве я познакомилась с Владимиром Добровольским, известным коллекционером, знатоком искусства и ценителем русского авангарда. Он оказался настолько щедрым человеком, что согласился спонсировать эту выставку. Только благодаря его помощи - и идеологической, и денежной - она состоялась. Готовили мы ее с конца 2007 года до настоящего момента. Это время ушло, в основном, на то, чтобы собрать работы в частных коллекциях. В нашем собрании около ста картин, и было очень интересно узнать, что хранится у коллекционеров. Мы провели серьезнейшее исследование и набрали еще 150 работ. Все это мы разместить не смогли, но 200 картин на выставке будет. Потом мы занимались созданием каталога – в нем есть не только статьи искусствоведов, но и большой литературный раздел, так как «Новые» были замечательными поэтами и писателями. Часть их творческого наследия мне удалось опубликовать.
- Около года назад анонсировалась выставка некрореалистов в Мраморном. Но она не состоялась, и сейчас, насколько я понимаю, она влилась в ретроспективу «Новых художников». Почему так получилось?
- Это получилось, с одной стороны, потому что на выставку некрореалистов никакого финансирования не было. Так как некрореализм был важным явлением искусства второй половины 80-х годов и частью движения «Новые художники», то, чтобы соблюсти историческую справедливость, как только у нас появились деньги на выставку, я предложила включить его в экспозицию. К сожалению, в каталоге будут только картины некрореалистов, не будет литературы. Такой шедевр, как произведение Андрея Мертвого «Девочка и медведь» не опубликовано в каталоге. На выставке будет десять залов, два из них будут посвящены некрореалистам.
- А есть еще какие-то причины, кроме финансовых сложностей, для того, чтобы выставка «Новых художников» появилась только сейчас?
- Конечно, есть. Я не строю культурную политику нашего отдела, этим занимаются другие.
- Год назад была большая выставка Тимура Новикова в Эрмитаже, по атмосфере напоминавшая фестиваль, теперь - «Новые художники». Между ними - формально не относившиеся к этой культуре Борис Смелов в Эрмитаже и ряд выставок в Мраморном. Есть ощущение, что происходит своеобразная музеефикация неофициальной культуры, которая к этому не располагает.
- Я сомневаюсь, что есть какое-то явление культуры, которое может избежать музеефикации. А если учесть, что «Новых художников» подарил Русскому музею сам Тимур Новиков, то можно сказать, что музеефикация вполне входила в его планы. Он очень радовался этому процессу и сделал все, чтобы в Русский музей картины «Новых» попали. Тимур понимал, что картины, собранные ими с Сергеем Бугаевым в 1980-е, не могут находиться где-то вне зрительского внимания, в частных коллекциях. Они должны быть выставлены хотя бы потому, что это первоклассные шедевры живописи. Когда-то эти произведения были задниками на рок-концертах, теперь переезжают на музейные стены. Я не вижу в этом процессе ничего порочного. Я бы ваш вопрос переформулировала и спросила бы, когда эти произведения попадут в постоянную экспозицию музея. Именно тогда они начнут стабильно «работать», установится «арочная дуга» между авангардом 20-х годов и контркультурой 80-х. Если кто-то будет хотеть этого, это обязательно произойдет.
- Я слышал такое мнение о будущей выставке: «Откроются «Новые» в Мраморном - и тут же все поймут, насколько ничтожное явление группировка «Протез» и прочие эпигоны, оперирующие сейчас образами и приемами «Новых». Как вам кажется, выставка способна подвести зрителей к такому выводу?
- Она не просто на это способна - она на это направлена. Историю искусства надо знать. Чем далее, тем больше искусство становится массовым и суррогатным. Сейчас уже есть ощущение, что нет такого понятия, как художественное качество. Но оно есть. И именно в этом отношении очень важно, чтобы в музее висели шедевры. Когда висят шедевры - всегда можно прийти и сравнить, насколько окружающее искусство соответствует эталонам. И в этом смысле выставка «Новых художников» должна показать, где высшая точка, апофеоз, а где симуляция.