Рейтинг@Mail.ru
Интервью гендиректора ФГУП Рособоронэкспорт Сергея Чемезова - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Интервью гендиректора ФГУП Рособоронэкспорт Сергея Чемезова

Читать ria.ru в
Дзен
«Корпорация ВСМПО-АВИСМА» - крупнейший в мире производитель титановой продукции, в первую очередь - аэрокосмического назначения. Предприятия, входящие в её состав, связаны единой технологической цепочкой, на них в общей сложности трудятся около 20 тысяч человек.

Из интервью Гендиректора ФГУП Рособоронэкспорт Сергея Чемезова  на ВСМПО-Ависма 

- Сергей Викторович, почему Рособоронэкспорт купил акции ВСМПО? Осенью прошлого года Рособоронэкспорт пришел на Автоваз, практически ровно через год - в титановую отрасль. Рособоронэкспорт становится инструментом национализации отраслей российской экономики?

- Очень хороший вопрос. Я бы его несколько перефразировал. Почему Рособоронэкспорт берет на себя сложнейшие задачи стратегического для государства значения?

Во-первых, нам их поручают. И мы благодарны за оказанное доверие, за то, что наша структура считается достаточно сильной для решения задач общенационального масштаба.

Ведь и АвтоВАЗ, и титановое производство - это те сферы экономики, где развитие с привлечением только частного капитала просто невозможно. Здесь требуется непосредственная государственная поддержка, зачастую не только экономическая, но и политическая. Необходимы решения на уровне комплексных государственных программ развития той или иной отрасли, с использованием общенациональных средств и ресурсов.

Возрождение АвтоВАЗа, на долю которого приходится половина российского рынка автомобилей, - это возрождение российского автопрома. Если хотите, то это шекспировский вопрос «быть или не быть» отечественному легковому автомобилестроению?

Титановая проблема еще серьезней. Возвращение производства титана, без которого немыслимо современное авиастроение, под контроль государства означает утвердительный ответ на тот же вопрос «быть или не быть» российской авиационной и космической промышленности.

А это уже вопрос национальной безопасности России. Верхне-Салдинское предприятие - это единственный в стране производитель титана, поставщик нашей оборонной промышленности. Если бы пакет, который сейчас находится в собственности государства, перешел бы в руки иностранных инвесторов, мы бы автоматически попали в зависимость от них.

Я убежден, что такие ключевые отрасли, их возрождение, становление и развитие - должны находиться под строгим государственным контролем, развиваться при непосредственном участии государства, при его экономической и, если необходимо, политической поддержке. Разумеется, при участии частного, и возможно, иностранного капитала.

Приход Рособоронэкспорта в ключевые отрасли экономики - это не просто приход государства. Мы готовы привлечь для развития отечественных промышленных предприятий все ресурсы и возможности, которыми обладаем, использовать наш опыт во внешнеэкономической деятельности. Представительства нашей компании открыты в 44 странах мира. В силу специфики нашей основной деятельности мы регулярно получаем информацию о тенденциях развития мирового рынка в различных отраслях науки и техники, имеем наработанные деловые контакты с политическими, военными, промышленными и финансовыми руководящими структурами многих государств. Нас знают и нам верят как в России, так и за рубежом. География сотрудничества нашей компании с иностранными государствами постоянно расширяется, мы выходим на новые рынки. И если нам доверяют в такой деликатной сфере, как военно-техническое сотрудничество, то надежность компании, действующей на международном рынке с нашей поддержкой не вызовет никаких сомнений.

4 ноября - мы отметили 6-ю годовщину образования Рособоронэкспорта. За этот период благодаря эффективным маркетинговым решениям мы практически удвоили объемы поставок ВВТ за рубеж. Довели портфель заказов до $21 миллиарда, а всего два - три года назад мечтали о $10 миллиардах. Недавно даже конгресс США признал наше лидерство в поставках вооружений в развивающиеся страны - Россия, по их подсчетам, заняла первое место. Победа нашей команды, которой мы все гордимся, - это прорыв России на латиноамериканский рынок, традиционный рынок США. Весной мы заключили крупнейший в истории ВТС России контракт с Алжиром на $7,5 миллиарда, на поставку всех видов вооруженной техники. Так что уместен вопрос, - если не мы, то кто?     

- Согласно официальной информации, Боинг зависит от российских поставок титана на 30%, Эрбас - на 50%. Не означает ли это, что американские и европейские авиастроительные гиганты попадают в титановую зависимость от России?

- Ни в коем случае. Да, титан - это сырье, важнейший материал для авиационной промышленности, для космической. Но посмотрите, с какой ответственностью и я бы даже сказал педантичностью Россия подходит к экспорту углеводородного сырья. За многие годы ни одного сбоя в поставках за рубеж по вине россиян не было, не было никаких нареканий в части их регулярности и объемов.

Кроме того, мы создали все необходимые условия, чтобы сделать наших основных клиентов нашими партнерами в производстве изделий из российского  титана. В частности, в Боингом создано СП по производству  крупногабаритных деталей из титана. Таким образом, наши зарубежные партнеры становятся непосредственными участниками производства титановых комплектующих изделий для своих самолетов. Они имеют возможность контролировать весь производственный цикл,  качество продукции и поставки. Так что опасения возможной титановой зависимости от России напрасны, во всяком случае, явно преувеличены. О серьезности намерений американцев развивать сотрудничество говорит то, что они уже в ближайшее время готовы приступить к поставкам в Россию современного оборудования, в том числе для штамповки титановых деталей. Вы сможете с ним сегодня познакомиться. Аналогичные конструктивные рабочие настроения и у наших коллег из Эрбаса.

Кроме того, следует учитывать что Боинг и Эрбас - два крупнейших клиента, это наши ключевые партнеры на внешнем рынке, и мы очень дорожим их доверием.

- На днях было объявлено о создании объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Какую роль будет играть Рособоронэкспорт и ВСМПО-Ависма в этой структуре?

- Мы были одними из инициаторов создания этой интегрированной структуры. Поверьте, Рособоронэкспорт многое для этого сделал, так как именно авиационная техника традиционно лидирует вот уже в течение нескольких лет в списке наиболее востребованных за рубежом систем вооружений. На нее приходится более 50% ежегодных российских экспортных поставок военной техники. Таким образом, трудно найти организацию, в большей степени, чем Рособоронэкспорт, заинтересованную в развитии российского авиастроения. Наше участие в ОАК более чем конкретное.

Во-первых, мы являемся владельцами 25% ОКБ Сухого, производителя  самого  востребованного на сегодняшний день, не без нашей помощи, российского истребителя. Во-вторых, обладая более чем контрольным пакетом «ВСМПО-Ависма», Рособоронэкспорт становится монополистом в поставках титана для отечественной авиационной и космической промышленности. Таким образом, наша компания - это субъект, не только реализующий на внешних рынках конечную продукцию российского авиапрома, но и обеспечивающий отрасль стратегически важным сырьем. Говоря другими словами, мы имеем возможность влиять на ключевые этапы жизненного цикла авиационной продукции от стадии производства сырья и комплектующих до поставки на экспорт готовой продукции и организации сервисного обслуживания. Согласитесь, трудно желать большего. Хотя не скрою, вопросы координации деятельности с ОАК потребуют дополнительного согласования и доработки, в особенности, это касается вопросов участия в деятельности ОАК и ее дочерних структур иностранных фирм, иностранного капитала.

- Вы ищете профессиональных менеджеров для компании Автоваз? Чем объяснить Ваше нежелание возглавить совет директоров Автоваза?

- С самого начала мы не ставили задачу монополизировать управление АвтоВАЗом. Наша цель,  состоит в том, чтобы вывести завод в лидеры российского автопрома, и для ее достижения мы сделаем все возможное, не исключая привлечения высококлассных российских, а если потребуется, и зарубежных специалистов.

В отношении эффективности команды Рособоронэкспорта могу сказать, что за тот год, как она пришла на АвтоВАЗ, согласитесь, сделано немало. Во-первых, практически покончено с криминалитетом, который как раковая опухоль, высасывал все соки из завода, грозя довести его до полного коллапса. Напомню, что совсем недавно в Тольятти велись полномасштабные криминальные войны. Счет жертвам шел на сотни человеческих жизней. Людей убивали только за то, что они учились в школе в одном классе с неугодными лицами. Честно говоря, не хочу останавливаться на этой теме. Думаю, что с криминалитетом вокруг Волжского автозавода покончено навсегда.

Мы успешно справились с первостепенной задачей - расчистили площадку для нормальной работы. Звучит невероятно для любого нормального бизнеса, но значительный рост чистой прибыли  - это прежде всего результат усиленных мер по сокращению издержек от хищений и растрат на заводе. За год удалось сократить издержки практически втрое. Этот год завод заканчивает очень удачно, с хорошими показателями. Рост чистой прибыли за 9 месяцев этого года составил 5 млрд. рублей, это более чем на 40% выше аналогичного показателя 2005 года - тогда чистая прибыль автозавода составила 3,5 млрд. рублей. Выручка от продаж возросла на 16% и составила 111 млрд. рублей против 96 млрд. в прошлом году. Планомерно растет объем производства, растет рентабельность продаж - с 7,5% до 9% за прошедший период. Все это результат титанических усилий, прежде всего, по внедрению мер, направленных на снижение себестоимости продукции, выстроены нормальные, выгодные заводу отношения с поставщиками комплектующих. Завод начал работать в нормальном ритме. Ведутся переговоры с ведущими иностранными фирмами, в том числе Рено, Магна и многими другими, по созданию новых моделей различного класса. Говоря другими словами, на АвтоВАЗе идет нормальный производственный, творческий процесс, и именно в этом я вижу итог работы за год команды Рособоронэкспорта на заводе.

Что же касается моего участия в совете директоров, оно остается прежним. Пока я не вижу острой необходимости возглавлять совет директоров АвтоВАЗа. Напомню, что я являюсь членом совета директоров примерно десятка крупнейших российских компаний. Если везде быть председателем, то на основную деятельность у меня просто не осталось бы времени.

Справка. 7 ноября 2006 года ОАО «Корпорация «ВСМПО-Ависма» провело внеочередное собрание акционеров в связи с переходом 66% акций в собственность ФГУП Рособоронэкспорт.

Собранием акционеров избран новый состав Совета директоров ОАО «Корпорация ВСМПО-Ависма», в который вошли:

Сергей Чемезов, генеральный директор ФГУП Рособорон-экспорт;
Алексей Алешин, замгенерального директора Рособоронэкспорта;
Михаил Шелков, гендиректор ООО «ОборонИм-пекс»;
Михаил Воеводин, замгенерального директора ООО «ОборонИмпекс»;
Владислав Тетюхин, гендиректор ОАО «Корпорация «ВСМПО-Ависма»;
Николай Мельников, замгенерального директора по планированию и управлению производством ОАО «Корпорация «ВСМПО-Ависма» и
Василий Беседин, директор по техническому обеспечению, реконструкции и ремонтам филиала АВИСМА ОАО «Корпорация «ВСМПО-Ависма».

На первом заседании Совета директоров на пост Председателя Совета директоров ОАО «Корпорация «ВСМПО-Ависма» избран Сергей Чемезов.

Как сообщили РИА Новости в пресс-службе Рособоронэкспорта, корпорация «ВСМПО-Ависма» на сегодняшний день является одним из наиболее успешных российских предприятий. Рост объемов продаж титановых изделий составляет в среднем 10-12% в год, только за последние 9 месяцев чистая прибыть Корпорации выросла в 2.36 раза и достигла 5,35 миллиарда  рублей. Нынешнее устойчивое развитие - результат комплексной реализации стратегии развития. Число иностранных заказчиков российского титана достигает 342, заказчиков из России и стран СНГ - более 1000. Объем экспортных поставок составил 75-80%.  «ВСМПО-Ависма» обеспечивает поставки 30 % необходимого титановой продукции для Боинга, 50% - для ЕАДС, до 90% - для Эмбрайер и Гудрич, до 10-20% - для Роллс-Ройса, Снекмы, Пратт-Уитни.

С развитием и активной реструктуризацией российской авиационно-космической отрасли происходит значительное оживление внутреннего рынка титановой продукции. Разработанный на «ВСМПО-Ависма» новый высокопрочный титановый сплав стал основным в проекте российского регионального самолета Сухой СуперДжет-100. Консолидация отечественных производителей авиационной техники и комплектующих в рамках создания Объединенной авиастроительной корпорации позволяет прогнозировать увеличение объемов потребления российской титановой продукции в пользу отечественной аэрокосмической отрасли. Высоким потенциалом заказов титановой продукции обладают такие отрасли, как судостроение и двигателестроение, в которых уже активно идут интеграционные процессы. 

В краткосрочной перспективе ожидается рост спроса на титановую продукцию в два раза - с 70-75 тыс.тонн до 130-150 тыс. тонн. Россия намерена сохранить лидирующие позиции на мировом рынке титана: обеспечить необходимым объемом титановой продукции национальную промышленность, а также своих зарубежных партнеров.

«Корпорация ВСМПО-АВИСМА» - крупнейший в мире производитель титановой продукции, в первую очередь - аэрокосмического назначения. Предприятия, входящие в её состав, связаны единой технологической цепочкой, на них в общей сложности трудятся около 20 тысяч человек. Корпорация ВСМПО - АВИСМА в мировом производстве титана губки занимает самый большой сектор - около  30%. Из титановой губки АВИСМЫ на  ВСМПО производят продукцию более глубокой переработки - листы, профили, поковки, штамповки и т.д. До 80% этой титановой продукции поставляется на экспорт, остальное потребляет российский рынок.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала