Попытки натренировать память перед экзаменом психологи считают бесполезным занятием. Гораздо эффективнее правильно выстроить процесс подготовки. Во-первых, не стоит полагаться на механическое заучивание. "Любой материал, который человек проработал, а не просто вызубрил, воспроизводится лучше. В этом смысле, читая книгу, хорошо что-то выписывать, рисовать схемы, даже если эти схемы никогда не понадобятся", – говорит психолог Мария Фаликман.
Во-вторых, глубже отпечатается то, что выучено частями, с промежутками в несколько дней. "Никто не отменял такого понятия, как интерференция, то есть взаимная путаница следов информации в памяти. И чем массированнее подготовка, тем больше путаницы будет возникать", – предупреждает психолог. Когда же времени на полноценные занятия все-таки нет, можно прибегнуть к мнемотехникам. Например, если конспекты написаны на синих страницах в клеточку, их будет легче вспомнить, используя на экзамене ту же бумагу.
Другая "палочка-выручалочка" – известный еще древним грекам метод места. Надо всего лишь представить шкаф и разложить по его полкам термины, которые необходимо выучить. Чтобы вспомнить на экзамене забытое слово, достаточно мысленно заглянуть в шкаф на соответствующую полку. Для запоминания списков специалисты советуют придумать предложение по первым буквам входящих в него слов. Самый известный пример – это мнемоническая фраза "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан" для семи цветов радуги.