МОСКВА, 4 дек — РИА Новости. Борьба с коррупцией в России пока ожидаемых результатов не приносит: большая часть уголовных дел по этой тематике, возбужденных СК РФ за два года, до суда так и не дошли, а приговаривать взяточников к лишению свободы стали в разы реже.
Правда, как рассказал в среду глава ведомства Александр Бастрыкин, если уж дело о коррупции до суда доводят, то возмездие неизбежно: обвинительные приговоры выносятся в 99% процентах случаев.
Тем не менее, возмещение ущерба экономике идет, по меньшей мере, не самыми быстрыми темпами. Учитывая, что в большинстве случаев взяточников теперь приговаривают к штрафам, назначенные суммы те платить все равно отказываются: возмещен лишь 1%.
Международная организация Transparency International ранее сообщила, что уровень восприятия коррупции в государственном секторе России за последние два года существенно не изменился. Россию по-прежнему воспринимают как крайне коррумпированную страну (127 место из 177).
Эксперты, однако, фиксируют, что в борьбе с коррупцией в РФ уже сделано немало, ужесточено законодательство, а плохую службу репутации России сослужило печально известное дело "Оборонсервиса".
Проблему коррупции в полной мере сознают и российские власти, накануне объявившие о создании в администрации президента управления по противодействию коррупции во главе с Олегом Плохим.
Много или мало?
Общий выявленный ущерб от коррупции в России за два года превысил 9 миллиардов рублей, объявил Бастрыкин на выездном заседании думского комитета по безопасности и противодействию коррупции.
Цифра эта, однако, крайне невелика в масштабах государства и показывает, насколько эффективно правоохранительные органы выявляют коррупционные преступления.
То есть ущерб от коррупции по всей стране за два года, по данным СК РФ, сопоставим с одной строкой годового бюджета Подмосковья.
Между тем в конце ноября 2012 года СК объявил, что ущерб по одним только уголовным делам "Оборонсервиса" превысил 6,7 миллиарда рублей.
До судов не доходят
Следственный комитет с момента своего образования как самостоятельного ведомства в 2011 году успел возбудить почти 57 тысяч уголовных дел о коррупции, однако "в суд было направлено 22 тысячи из них", сообщил Бастрыкин.
Таким образом, до суда удается довести лишь одно из 2,5 уголовных дел о коррупции.
Среди попавших под преследование лиц — более 1,6 тысячи депутатов различных уровней и глав органов местного самоуправления, 16 судей и 216 адвокатов. Много это или мало, однако, сказать сложно, поскольку сравнительной статистики глава СК РФ не предоставил.
Накануне он впервые посетил следователей в качестве подозреваемого, причем СК РФ ранее не исключил, что обвинение экс-главе Минобороны предъявят по другой статье — защита не исключает, что более тяжкой.
Ущерб от действий экс-министра следствие оценивает в 56 миллионов рублей, а в нынешней квалификации ему грозит только штраф либо исправительные или обязательные работы.
Практика такова, что если дело о коррупции в России доводят до стадии судебного разбирательства, вероятность обвинительного приговора близится к 100%, констатировал Бастрыкин.
"По этой категории дел практически нет оправдательных приговоров. Если и есть, то 1%", — указал глава следственного ведомства.
Штрафы не уплачены
Экономический урон, однако, возместить с помощью штрафов в большинстве случаев не удается: "Из 20 миллиардов рублей — это сумма, которую должны были выплатить коррупционеры в качестве уголовного наказания — сегодня реально возмещен 1% — 20 миллионов рублей".
В 2010 году был принят закон, предусматривающий кратные штрафы за взятки и коммерческий подкуп. Он установил штраф от 25 тысяч до 500 миллионов рублей за взяточничество с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Законопроект оставил лишение свободы альтернативным видом наказания, наряду с кратным штрафом.
Как говорил председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев в декабре 2012 года в интервью газете "Коммерсант", суды действительно приговаривают более половины взяточников к штрафу, но многие не могут его заплатить и вынуждены отправляться в колонию.
Несмотря на это, по словам Бастрыкина, сажать коррупционеров за последние два года стали заметно реже.
Нет времени
При этом качество предварительного следствия по коррупционным делам — впервые за годы — повысилось, заявил в конце ноября генпрокурор России Юрий Чайка.
По его словам, впервые за несколько лет "значительно сократилось количество уголовных дел коррупционной направленности, возвращенных прокурорами и судами для дополнительного расследования".
С другой стороны, правоохранительные органы зачастую не брезгуют ставить на учет старые коррупционные дела, "виновными в совершении которых признавались умершие лица", заявлял Чайка.
Качественное же расследование коррупции — дело нелегкое и долгое. В этой связи Бастрыкин предложил увеличить срок предварительного следствия по таким делам: для того, чтобы коррупционные схемы были не только вскрыты, но и процессуально доказаны, следствию приходится проводить длительные сложные финансово-экономические экспертизы.
Плохой — борец с коррупцией
Накануне стало известно о создании в администрации президента России отдельного управления по противодействию коррупции, которое возглавил Олег Плохой. До сих пор чиновник занимал пост замначальника управления президента по вопросам государственной службы и кадров.
Как отмечали опрошенные РИА Новости эксперты, новая структура сможет не только заниматься совершенствованием законодательства в этой сфере, но и возьмется за проверку деклараций чиновников.
В целом, они приветствовали создание антикоррупционной структуры на государственном уровне, хотя некоторые аналитики высказали сомнения в эффективности работы этого органа.
В тот же день Transparency International обнародовала ежегодный Индекс восприятия коррупции, основанный на опросах экспертов и представителей деловых кругов. Согласно этому исследованию, ситуация с коррупцией в государственном секторе России за прошедший год существенно не изменилась — индекс, как и в 2012 году остался довольно низким (28 баллов).
Хотя за счет ухудшения результатов других стран РФ поднялась в рейтинге на 127-ое место, тогда как в прошлом году занимала 133.