НИЖНИЙ НОВГОРОД, 2 окт — РИА Новости. Осужденная участница панк-группы Pussy Riot Надежда Толоконникова, которая накануне прекратила начатую в конце сентября голодовку, сейчас находится под наблюдением врачей, ее состояние оценивается как стабильное, сообщил РИА Новости в среду председатель ОНК Мордовии Геннадий Морозов.
"Вчера Толоконникова в 11 часов дня сняла голодовку. К ней приезжал депутат Государственной думы Илья Пономарев, поговорил с ней и объяснил, что это все неправильно. Сейчас Толоконникова находится под наблюдением врачей, ее состояние оценивается как "стабильное". Она сильно похудела, но это естественный процесс", — сказал Морозов, пояснив, что Толоконникова находится в ЛПУ-21.
В среду ряд СМИ сообщил, что осужденная участница Pussy Riot пообещала возобновить голодовку. Морозов выразил сомнение по этому поводу. "По моему мнению, она прекрасно понимает, что все это скажется на здоровье", — сказал он.
На что жалуется Надежда Толоконникова
23 сентября осужденная участница группы Pussy Riot в открытом письме рассказала о тяжелых условиях в исправительной колонии и о том, что заместитель начальника ИК-14 угрожает ей убийством, а после этого потребовала возбудить против него уголовное дело и объявила голодовку. По сведениям УФСИН Мордовии, заявления о голодовке и угрозах последовали после отказа сотрудника колонии создать Толоконниковой льготные условия. Вскоре после этого появилась информация, что осужденную перевели в безопасное место — как поясняли во ФСИН, речь идет об изолированной камере площадью семь квадратных метров со спальным местом, при ней все ее личные вещи и у нее остается право вести телефонные переговоры без ограничения.
Если же обратиться к правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, то в качестве безопасного места могут служить "камеры штрафных изоляторов, помещения камерного типа и единые помещения камерного типа".
Надежда Толоконникова (из открытого письма, разосланного в СМИ, 23.09.2013): "Выходной случается раз в полтора месяца. Почти все воскресенья — рабочие. Осужденные пишут заявления на выход на работу в выходной с формулировкой "по собственному желанию". Ослушаться (не написать заявление на выход на промзону в воскресенье, то есть не выйти на работу до часа ночи) никто не смеет. Женщина 50-ти лет попросилась выйти в жилзону не в 0.30, а в 20.00, чтобы лечь спать в 22.00 и хотя бы раз в неделю поспать восемь часов. Она плохо себя чувствовала, у нее высокое давление. В ответ было созвано отрядное собрание, где женщину отчитали, заплевали и унизили, заклеймили тунеядкой".
Вечером 24 сентября муж Толоконниковой Петр Верзилов передал изданию "Лента.ру" второе письмо, в котором осужденная подтвердила, что находится именно в штрафном изоляторе.
Надежда Толоконникова (из второго открытого письма, 24.09.2013): "Я могу ходить в своей обычной колонийской одежде, но даже 5 слоев кофт не спасают от пронизывающего холода. Я сижу на узкой холодной скамье и пишу. Сидеть на кровати — или тем более лежать на ней — я не имею права. В режиме голодовки очень трудно сидеть и мерзнуть целый день: температура тела понижена, а голова кружится. Тусклый холодный свет, только холодная вода в кране".
Что говорят правозащитники
Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин: "Что касается трудовых отношений в колониях — это действительно серьезнейшая проблема. Проблема двойственная. Люди должны работать, а большинство из них не работает. Колония, в которой находится Толоконникова — 14 колония, — в этом смысле в лучшем состоянии, потому что 75% там работает. А средний уровень работающих в колониях — это 20-30%. Здесь дилемма между отсутствием зарплаты и невыносимым, по нашим понятиям, трудом. Это надо менять радикальным образом. И мы на этом будем настаивать".
Член СПЧ, юрист и профессор ВШЭ Илья Шаблинский (Slon.ru): "В письме было и о бытовых трудностях. Это правда, но я вот что скажу: руководство колонии тоже читало письмо Толоконниковой, поэтому всю оставшуюся часть дня меня водили по разным отрядам, чтобы показать новые санузлы. То есть мне хотели сказать, что заключенные теперь не вынуждены бегать по нужде строем в один общий туалет. Только в сентябре были созданы новые кабинки и даже биде в некоторых отрядах — это правда, я видел их своими глазами. Но сами осужденные жаловались, что справлять большую нужду в здании отряда им запрещено, потому что там испорчена канализация. Они должны собираться группой по 5-10 человек и в сопровождении представителя администрации бежать в общий туалет. Это очень мучительно и унизительно".
Член Общественной палаты России Мария Каннабих: "Я видела Надежду, выглядит она нормально. Я не заметила на ней никаких следов побоев. Также я заходила в камеру, где сидит Толоконникова, там вполне приемлемые условия. Конечно, когда человек впервые попадает в такое место, условия ему кажутся ужасными".
Что говорят об условиях в колонии бывшие заключенные
Экс-юрист ЮКОСа Светлана Бахмина в интервью "Эхо Москвы": "Я была в той же колонии. К сожалению, многое из того, что написано, правда. Все, что написано про гигиену, про туалеты — это действительно так. Про 16-ти часовой рабочий день… В мое время ограничивалось все-таки 12-ти часовым рабочим днем, 16-ти часовой был как исключение".
"Самое страшное не то, что в российских тюрьмах пытают, а то, что сегодня это считается нормой"
Писатель Дмитрий Быков о письме Толоконниковой (из колонки в "МН"): "Самое страшное сегодня не то, что в российских тюрьмах пытают, в полиции выбивают показания, а на зонах за попытку отстоять свои права прессуют с утроенной жесткостью (Толоконниковой, например, уже угрожают ответственностью за клевету, и тогда ее выход на свободу после «двушечки» может оказаться под сомнением). Самое страшное то, что сегодня все это считается нормой. У неразвитого, пещерного сознания взаимное мучительство — любимое хобби, а по сути — единственное занятие. Именно этому занятию предаются в замкнутых сообществах, где собраны люди низкого развития. Сегодня в такое общество стремительно превращается вся Россия, стремящаяся закрыться от прочего мира по возможности наглухо. Уважать себя тут можно только за то, что ты еще не попал туда, куда попали другие, — ты лучше, чем они. И уж конечно они томятся там заслуженно".
За что сидят девушки из Pussy Riot
Пять девушек в конце февраля 2012 года пришли в храм Христа Спасителя в Москве и, надев маски, провели так называемый "панк-молебен" "Богородица, Путина прогони". Видеоролик с выступлением был выложен в интернет и вызвал большой общественный резонанс. Хамовнический суд Москвы в августе приговорил трех участниц акции — Толоконникову, Марию Алехину и Екатерину Самуцевич — к двум годам лишения свободы в колонии общего режима, признав их виновными в хулиганстве. Позднее Мосгорсуд изменил Самуцевич срок на условный. Читайте подробнее >>