МОСКВА, 30 мая — РИА Новости. Вертолет Ми-8 и его модификации Ми-8Т и Ми-8МТВ является одной из немногих машин, за которые "России не стыдно", считает летчик-испытатель, заслуженный пилот России Вадим Базыкин. Однако, по его словам, есть несколько серьезных причин, не зависящих от конструкции вертолета, которые делают его уязвимым и могут привести к аварийной ситуации.
На этой неделе катастрофу под Саратовом потерпел Ми-8 Сызранского военного летного училища, выполнявший плановый учебный полет. Из трех членов экипажа погиб бортинженер, командир и курсант остались живы.
Внимание к деталям
Ми-8Т является очень надежной машиной, работающей на Северном и Южном полюсах земли, в африканских пустынях и в горах, заявил Базыкин. По его словам, перепады температуры и высокая влажность при должной эксплуатации никак не отражаются на качестве и безопасности работы вертолета.
Однако грамотная эксплуатация подразумевает несколько последовательных пунктов, и начинается все с предполетного осмотра на предмет течи. Уже на этой стадии эксплуатанты техники часто пренебрегают железными правилами, отметил собеседник агентства.
Предел работы
Лопасти вертолета Ми-8 и его несущий винт — очень прочные и сильные, однако существует предел их выработки, после которого лопасти необходимо менять или продлевать их срок службы, при этом беря на себя ответственность за дальнейшую эксплуатацию.
"У лопасти предел — 2 тысячи часов работы. Заменить ее стоит 4-5 миллионов рублей, продлить срок эксплуатации — около 700 тысяч рублей. Конечно, соблазн продлить работу лопасти без замены очень велик, что и делают многие эксплуатирующие организации. Сначала продлевают на 250 часов, потом еще и еще. С этого начинаются различные проблемы", — отметил Базыкин.
Разбор полетов
Ремонт вертолетов — отдельная ситуация, подчеркнул эксперт. Фактически, винтокрылую машину обязаны разобрать на части и отправить основные узлы — двигатель, редуктор, планер и трансмиссию — на заводы-изготовители. В 1990-е годы агрегаты часто не доходили до заводов, и бумаги о произведенном ремонте попросту фальсифицировали, возвращая части вертолета на сборку, сказал эксперт.
"Бывает так, что после ремонта вертолет возвращается в еще худшем состоянии, чем был. В любом случае, постоянное продление его срока службы — не выход", — добавил Базыкин.
Срок службы Ми-8 — 35-40 лет. Раньше обязательный ремонт надо было проходить каждые пять лет по достижении наработки основных узлов 1,5 тысяч часов. Сейчас — раз в восемь лет при наработке 2,5 тысяч часов, сообщил собеседник агентства.
Если говорить о "человеческом факторе" при управлении Ми-8, то здесь сказывается все та же неприхотливость вертолета, подчеркнул Базыкин. Ми-8, по его словам, "очень многое прощает пилоту" — в том числе резкие рывки, дерганье, словом, неумелый пилотаж.
"Если говорить о катастрофе в Саратовской области, то вряд ли ее причиной мог стать человеческий фактор. Если кресло второго пилота занимает курсант, то летчик-инструктор ведет себя вдвойне осторожно и не ослабляет внимание — как раз потому, чтобы не упустить аварийную ситуацию", — сказал Базыкин.
У военных эксплуатация Ми-8 происходит точно так же, как и в гражданских организациях, подчеркнул он. Разница только в документах, которые заполняют летчики, а пилотирование и, главное, техническое обслуживание производятся по единым принципам.
Расследование причин катастрофы Ми-8 в Саратовской области продолжается. Как ранее сообщали российские СМИ, причиной падения вертолета мог стать обрыв рычага управления лопастью. Близкий к расследованию источник сообщил РИА Новости, что, скорее всего, эта поломка не позволила бы спастись ни одному члену экипажа, и выразил сомнение, что это стало причиной крушения.