МОСКВА, 17 мая — Прайм. Суд отправил под домашний арест главу Росбанка Владимира Голубкова, обвиняемого в получении взятки за реструктуризацию кредита на 80 миллионов долларов компании экс-депутата и рок-музыканта Андрея Ковалева. Этим завершился первым этап громкого коррупционного скандала, который не останется без серьезных последствий для всего банковского сектора.
На фоне обсуждаемой амнистии осужденным за экономические преступления суд выбрал относительно жесткий вариант, пойдя навстречу следствию. Вместе с тем, и сам Голубков, и миллиардер Михаил Прохоров были готовы внести за освобождение залог в размере 45-50 миллионов рублей. На счетах семьи Голубкова находится как минимум 17 миллионов долларов.
Расследование "дела Голубкова" важно как для банковской отрасли в целом, так и для акционеров и клиентов Росбанка, мажоритарным акционером которого является французская группа Societe Generale. Эксперты опасаются, что ситуацией захотят воспользоваться нерадивые заемщики, которые могут отказаться платить по кредитам, заявив о необоснованном давлении.
По сути дела
Голубков, который руководит банком чуть менее пяти лет, был задержан при передаче ему 5 миллионов рублей от представителя коммерческой структуры. По версии силовиков, эта сумма является частью гораздо более крупного вознаграждения в 1,5 миллиона долларов. За эти деньги он якобы обещал продлить кредитный договор и улучшить условия кредитования компании бизнесмена Ковалева.
Посредницей при сделке, как считают в МВД, выступила старший вице-президент банка Тамара Поляницына, которую суд также отправил под домашний арест.
Голубкову предъявлено обвинение по статье "коммерческий подкуп" (часть 3 статьи 204 УК РФ). По этой позиции, среди прочего, суд может наложить штраф в размере до семидесятикратной суммы подкупа. Таким образом, максимальный штраф может составить 350 миллионов рублей, если базой для расчета штрафа станет именно сумма в 5 миллионов рублей. Между тем, по данным полиции, банкир до задержания с поличным ранее уже успел получить 1,2 миллиона долларов от компании Ковалева.
На видео, которое МВД распространило в день задержания Голубкова, видно, что сотрудники правоохранительных органов врываются в офис банка, отталкивая его сотрудников и перепрыгивая через входные турникеты. Затем съемка продолжается в кабинете Голубкова, где перед ним на столе лежат пачки пятитысячных купюр. Голубков держится спокойно и уверенно.
Глава Societe Generalе Фредерик Удеа, комментируя скандал с российским активом группы, заявил, что задержание главы Росбанка не повлияет на планы SocGen в России и что банк, входящий в десятку крупнейших в России, по-прежнему рассматривается группой в качестве одного из основных драйверов ее роста.
Объявился пострадавший
Как выяснилось в пятницу, пострадавшей стороной стал бизнесмен и музыкант Ковалев, подтвердивший, что именно у него топ-менеджеры Росбанка вымогали 1,5 миллиона долларов.
"Уже поступают сигналы моим друзьям об угрозах в мой адрес, адвокат угрожал мне на очной ставке <…> Интересовались, кто, чего, как. Друзья посоветовали мне вести себя аккуратнее", — сказал Ковалев "Прайму" по телефону из Саратова, где находится на гастролях.
Он утверждает, что Голубков и его предполагаемая сообщница Поляницына начали угрожать ему рейдерским захватом бизнеса еще на переговорах о пролонгации кредита после того, как он не смог выплатить последний транш вознаграждения.
Ковалев также заявил, что Росбанк мог вымогать деньги и у группы компаний "Миэль". "Стали прослеживаться в скрытой форме угрозы, намеки, что все другие клиенты, которые с ними не дружили — "Миэль", там, и другие, — у всех бизнес был либо отнят, или на грани отъема", — сказал Ковалев агентству "Прайм".
Росбанк в 2011 году инициировал процедуру банкротства ряда компаний холдинга "Миэль", требуя взыскать задолженность по кредиту на сумму 20 миллионов долларов. Сейчас в арбитражном суде Москвы рассматривается несколько дел по банкротству структур "Миэля". В свою очередь, в самом "Миэле" заверяют, что никаких "неправовых предложений" от представителей менеджмента Росбанка никогда не получали.
"У "Миэль" длительная история отношений с Росбанком, эти отношения не всегда развиваются гладко, но абсолютно всегда — в правовом поле. Никто из сотрудников ГК "Миэль" никогда не получал от менеджеров Росбанка никаких неправовых предложений, и, соответственно, такие возможности не обсуждались", — заявили РИА Новости в пресс-службе группы.
Была ли выгода
Условия реструктуризации кредита до сих пор неизвестны. Между тем источник в банке рассказал "Прайму", что компания Ковалева заплатила бы Росбанку ту же сумму по реструктурированному кредиту, сколько бизнесмен якобы дал в виде взятки главе банка Голубкову.
Источник в банке отметил, что бизнесмен за счет реструктуризации кредита выгадал ту самую сумму, которую он якобы дал Голубкову. "То есть экономического смысла в подкупе не было", — сказал собеседник "Прайма".
На суде Голубков своей вины не признал, заявив, что готов сотрудничать со следствием в установлении истины.
Отвечая на вопрос Прайма, считает ли он эту ситуацию чьим-то коммерческим заказом, Голубков сказал: "Да".
Дурной пример
Слова Ковалева о том, что топ-менеджеры Росбанка вымогали у него деньги и оказывали давление, могут спровоцировать других дефолтных заемщиков банка на подобного рода заявления, сказал агентству "Прайм" источник в Росбанке.
"Не исключаю, что многие дефолтные заемщики Росбанка будут также заявлять о давлении на них, чтобы избежать выплат по кредиту", — сказал собеседник агентства.
Недобросовестные заемщики, возможно, попробуют воспользоваться ситуацией с обвинениями в адрес главы Росбанка и заявить о том, что банкиры необоснованно давят на них, требуя вернуть кредит, соглашается депутат Госдумы, глава Ассоциации региональных банков "Россия" Анатолий Аксаков.
"Я не исключаю возможность таких заявлений (со стороны заемщиков), тем более что у нас были случаи, когда недобросовестные заемщики пытались возбудить уголовные дела на банкиров, которые требовали на основании закона исполнения обязательств. Но я не думаю, что это будет иметь массовый характер", — сказал Аксаков в пятницу.
В то же время он признал, что недобросовестных заемщиков хватает. "Много тех, кто хочет половить рыбку в мутной воде", — отметил депутат.
Тонкости кредитного дела
Один из главных вопросов, на который следствию еще только предстоит ответить, — мог ли Голубков повлиять на решение кредитного комитета одного из крупнейших банков в стране, склонив его реструктурировать кредит компании Ковалева.
Как выяснил "Прайм", российские банки придерживаются разной практики голосования на своих кредитных комитетах. Так, ряд банков использует протестную систему голосования: если хоть один член комитета против выдачи ссуды, то заявка отклоняется.
В других кредитных организациях при равном количестве голосов за и против решающим служит мнение председателя кредитного комитета. Им может быть как сам глава банка, так и его заместитель, отвечающий за корпоративное кредитование, а также топ-менеджер, курирующий риски.
Практика каждого банка прописывается в положении о кредитном комитете.
В то же время эксперты сошлись во мнении, что у Росбанка система контроля за деятельностью менеджеров заимствована из материнского банка — Societe Generale.