МОСКВА, 20 ноя — Прайм. Основатель фонда Marshall Capital (MarCap) Константин Малофеев заявляет, что за год, прошедший после возбуждения уголовного дела о хищении 200 миллионов долларов у банка ВТБ к нему ни разу не обращались следователи, и во вторник он впервые был вызван на допрос в Следственный департамент МВД РФ.
Малофеев выступает свидетелем по уголовному делу о хищении у британской "дочки" ВТБ — VTB Capital Plc. — кредита, выделенного "Русагропрому" на покупку молочных заводов у компании Nutritek International Corp. (входит в группу "Нутритек"), ранее контролировавшейся структурами Малофеева. Во вторник стало известно, что в рамках расследования этого дела прошли обыски в офисе MarCap, а также загородных домах Малофеева и президента "Ростелекома" Александра Провоторова, в 2005-2009 годах возглавлявшего фонд.
"За год после возбуждения уголовного дела ко мне ни разу не обращались следователи, не звонили, не приглашали, и почему-то именно сегодня произошла эта ситуация с обысками и всем прочим", — сказал Малофеев агентству "Прайм", отметив, что уже в течение около двух часов находится в Следственном департаменте в ожидании беседы со следователем.
"Нельзя сказать, что я был незаметен. Я достаточно публичный человек, меня всегда можно найти", — отметил он.
По его словам, во время обыска в его доме сотрудники МВД искали документы, связанные с делом о хищении средств. "Ничего не нашли. Я никак не связан с этим делом, поэтому это изначально было бесперспективно", — сказал Малофеев.
Он добавил, что с него не брали подписки о невыезде с территории Москвы или РФ.
Малофеев воздержался от дальнейших комментариев, заявив, что намерен рассказать о деталях в среду на пресс-конференции.
Ранее в интервью телеканалу "Дождь" Малофеев, являющийся крупнейшим миноритарием "Ростелекома", высказывал мнение, что целью проводимых следственных действий является "давление с целью смены руководства "Ростелекома".
При этом представитель пресс-центра МВД РФ заявил РИА Новости, что следственные мероприятия никак не связаны с "Ростелекомом", а проводятся в связи с возможными хищениями кредитов из одной из банковской структур.
В "Ростелекоме" не комментируют ситуацию.
Попытка смены главы подконтрольного государству телекомоператора ранее была предпринята министерством связи и массовых коммуникаций РФ, которое подготовило проект соответствующей директивы, предполагающей назначение президентом "Ростелекома" нынешнего гендиректора "Связьинвеста" Вадима Семенова. Однако попытка не увенчалась успехом — директива не была согласована администрацией президента РФ. Источник в одном из крупных российских операторов говорил "Прайму", что попытка может повториться после смены совета директоров "Ростелекома" летом 2013 года.
Нынешний глава Минкомсвязи Николай Никифоров, назначенный на эту должность в мае, неоднократно выступал с критикой в адрес "Ростелекома" и ее менеджмента.
Малофеев владеет акциями оператора через Universal Telecom Investment Strategies Fund SPC, управляемый компанией Universal Telecom Management (обе структуры принадлежат Газпромбанку). Малофеев контролировал 100% Universal Telecom через офшор Tarsara Portfolio Corp. По состоянию на апрель 2012 года Газпромбанку принадлежало 9,67% обыкновенных акций госкомпании. Банк с 2009 года активно скупал акции межрегиональных компаний "Связьинвеста" перед их присоединением к "Ростелекому". Экс-глава "Связьинвеста" Евгений Юрченко утверждал, что Газпромбанк скупал акции МРК в интересах Marshall Capital. Экс-глава Мининформсвязи Леонид Рейман заявлял, что Малофеев скупал акции, зная будущие коэффициенты конвертации бумаг МРК в бумаги "Ростелекома".
В 2009 году Малофевв вошел в совет директоров "Связьинвеста" в качестве независимого директора от государства. На руководящих должностях в холдинге и в "Ростелекоме" работали в разное время еще несколько бывших сотрудников фонда.
Как сообщалось ранее, в 2007 году банк выдал ООО "Руссагропром" кредит в 225 миллионов долларов на приобретение у "Нутритека" (MarCap был его совладельцем) шести молочных предприятий и трех связанных с ними компаний. Этот кредит не был погашен и проценты по нему не уплачивались. По итогам судебных разбирательств в России ВТБ получил в собственность залоги по кредиту — "Руссагропром" и ряда приобретенных им заводов, но стоимость полученного имущества не превысила около 40 миллионов долларов.
В своем иске VTB Capital plc утверждал, что стоимость приобретаемых компаний была завышена, а продавец и покупатель аффилированы между собой — банк считает, что фактическим владельцем обеих компаний был Малофеев (сам он отрицаз аффилированность с "Руссагропромом"). В августе Королевский суд Лондона заморозил его активы на сумму около 200 миллионов долларов, в том числе часть 10%-ной доли в "Ростелекоме", до решения по иску VTB. Но уже в ноябре того же года суд отклонил иск банка, решив, что спор должен рассматриваться по российскому праву. VTB Capital подал апелляции на это решение. В июне 2012 года Лондонский суд отклонил апелляцию VTB на отказ в рассмотрении его иска.