МОСКВА, 22 авг - РИА Новости. Отмена взлета ПАК ФА в последний день проведения МАКС-2011 - это рабочий момент, который не является показателем надежности машины, сообщил в понедельник РИА Новости директор центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО), член президиума общественного совета при Минобороны РФ Игорь Коротченко.
Истребитель пятого поколения Т-50 в последний день работы авиакосмического салона МАКС-2011 в подмосковном Жуковском экстренно прервал взлет, выбросив тормозной парашют. По данным пресс-службы объединенной авиастроительной корпорации, причиной нештатной ситуации стали отклонения в работе автоматики правого двигателя самолета, а при внешнем осмотре каких-либо повреждений самолета и двигателя не выявлено.
"Любая машина на этапе испытаний проверяется в различных режимах, выявляются узкие места для того, чтобы устранить выявленные недостатки либо проблемные вопросы. Поэтому то, что произошло на МАКСе - это рабочий момент, он абсолютно не показателен для проекта в целом", - сказал Коротченко.
Он отметил, что тактико-технические характеристики двигателя первого этапа (изделие 117), установленного на ПАК ФА, полностью соответствуют требованиям, которые были определены Военно-воздушными силами (ВВС) РФ. Вместе с тем, чтобы ПАК ФА мог выступать на равных по скоростным, маневренным и прочим характеристикам с американским аналогом (F-22) или превосходить его, двигатель второго этапа для Т-50 должен иметь характеристики, максимально соответствующие требованиям заказчика - ВВС России.
"Основное требование к двигателю второго этапа, это обеспечить крейсерский сверхзвуковой режим полета. Соответственно, задано в качестве основного требования именно это условие, и кооперация разработчиков-двигателистов будет работать над тем, чтобы создать такой двигатель", - уточнил эксперт.
Директор ЦАМТО добавил, что создание двигателя второго этапа - это сложная инженерная задача, которая потребует концентрации серьезных ресурсов в масштабе государства и поэтому должна реализовываться, по его мнению, в рамках отдельной Федеральной целевой программы с соответствующим бюджетным финансированием. "При условии приоритетного финансирования данной программы и координации ее на уровне одного из вице-премьеров российского правительства, полагаю, что наша страна сможет решить такую задачу, которая очень серьезна, ресурсоемка и, самое главное, - потребует концентрации усилий в целом ряде областей науки и техники", - подчеркнул он.
Коротченко напомнил, что в рамках программы по созданию в России истребителя пятого поколения "уже есть планер - и очень хороший планер, обеспечивающий малозаметность по технологии "Стелс"", создан и проходит испытания прототип радара с активной фазированной решеткой, есть финальные образцы ракетного и бомбового вооружения, разработанного корпорацией "Тактическое ракетное вооружение" специально для ПАК ФА.
"Таким образом, мы в целом видим, что основные соисполнители работ - они не просто определены, они уже вышли с финальными образцами, которые сейчас проходят испытания на стендах, а дальше будут установлены на предсерийные версии Т-50", - подытожил эксперт.
В свою очередь, высокопоставленный источник в российском оборонно-промышленном комплексе, пожелавший остаться неназванным, сообщил РИА Новости, что двигатель первого этапа, установленный на Т-50, можно назвать новым с большой натяжкой. "Этот двигатель не позволяет ПАК ФА приблизиться по целому ряду ключевых характеристик к своему американскому конкуренту - F-22", - сказал собеседник агентства.
Он пояснил, что от российской промышленности требуется в предельно сжатые сроки создать для ПАК ФА двигатель второго этапа, который сможет гарантировать выполнение истребителем Т-50 сложных маневров как на предельно малых высотах и низких скоростях, так и на высотах порядка 20 километров на максимальной скорости.