90 лет назад (1918) ВЦИК учредил первый революционный знак боевого отличия воинов Красной Армии - орден Красного Знамени
Орден Красного Знамени - первый из учрежденных советским правительством орденов. Декретом ВЦИК от 16 сентября 1918 года был учрежден орден РСФСР «Красное Знамя». Употреблялось также название - орден Боевого Красного Знамени. После образования СССР Постановлением Президиума ВЦИК от 1 августа 1924 года общесоюзный орден Красного Знамени был приравнен к ранее учрежденному ордену «Красное Знамя». Орденом награждались «граждане Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, проявившие особую храбрость и мужество при непосредственной боевой деятельности», а также воинские части, военные корабли, соединения и объединения. Награжденные орденом Красного Знамени получали наименование «краснознаменных». Инициатива учреждения ордена Красного Знамени принадлежала военным, а создавался и вводился орден под руководством Льва Троцкого, в то время наркома Вооруженных Сил Советской России. Первым кавалером ордена стал командир первых красноармейских отрядов уральских рабочих Василий Блюхер. Орден Красного Знамени под №2 получил Иван Федько (военачальник, командарм 1-го ранга), под №3 - Иосиф Сталин. Климент Ворошилов был награжден орденом Красного Знамени шесть раз, Василий Блюхер - пять раз. Вплоть до учреждения ордена Ленина в 1930 году орден Красного Знамени оставался высшей наградой Советского Союза.
77 лет назад (1931) образован Центральный Театр кукол
Академический Центральный Театр кукол был создан при Центральном Доме художественного воспитания детей 16 сентября 1931 года. С первого дня основания театр возглавлял выдающийся деятель русского искусства, актер, режиссер, художник, литератор Сергей Владимирович Образцов. Ни скудность материальных средств, ни отсутствие собственной сценической площадки не помешали экспериментам небольшого коллектива из двенадцати человек: зрители ежегодно знакомились с двумя, а то и тремя новыми постановками молодого театра. Настоящей премьерой театра кукол 17 апреля 1932 года стал агитационный спектакль «Джим и Доллар». Так театр начал поиски своего репертуара, создавая оригинальные конструкции кукол и сценического оформления, свободно варьируя стилистику спектаклей - от агитационного спектакля до народной сказки. Все спектакли 1930-х годов - «Волшебная калоша» Матвеева, «По щучьему велению» Тараховской, «Кот в сапогах» Владычиной, «Конек-Горбунок» Курдюмова, «Терем-теремок» Маршака и другие - ставились для детей. В 1940 году поставлен первый спектакль для взрослых - «Волшебная лампа Алладина» Гернет, где впервые применены тростевые куклы. Для взрослых были поставлены также «Ночь перед Рождеством» (по Гоголю) и «Король-Олень» (по Гоцци). Спектакли театра кукол восхищали зрителей живым артистизмом и новаторской изобретательностью. За несколько лет театр стал настолько популярным, что в 1937 году правительство решило предоставить в распоряжение труппы помещение в центре Москвы на площади Маяковского. Театр к тому времени не только пополнил свои штаты, но и создал собственный музей, впоследствии ставший уникальной сокровищницей кукол. Во время Великой Отечественной войны артисты театра выезжали в расположения действующей армии и показывали солдатам «Фронтовую программу» из пародийных скетчей на политические темы. После войны театр продолжал работу в Москве, одновременно расширяя гастрольную деятельность. В 1970 году Государственный Центральный театр кукол переехал в новое здание на Садовом кольце - архитектурный комплекс, являющийся эталоном для всех стационарных театров кукол мира (сложный раздвижной занавес, трансформирующиеся стены зала, позволяющие «окружить» зрителя куклами, «бегающий» звук). Великолепные металлические часы, украшающие фасад, стали «визитной карточкой» театра. Каждый час открываются поочередно дверцы в домиках-ящичках вокруг циферблата часов и двенадцать животных - сказочных персонажей - приветствуют под музыку «Во саду ли, в огороде» в аранжировке Никиты Богословского собравшихся перед театром. Все вместе животные появляются лишь дважды - в полдень и в полночь. За десятки лет Государственный академический Центральный театр кукол (ныне - имени С.В.Образцова) превратился в самый крупный мировой кукольный центр, с самой полной и единственной в России библиотекой, где собрана вся известная литература о куклах, крупнейшим в мире Музеем театральных кукол всех известных систем от античности до наших дней. Среди лучших спектаклей для детей - «Веселые медвежата», «Краса Ненаглядная», «Буратино», «Наша Чукоккала», «Хитрый ежик», «Маугли»; для взрослых - «Необыкновенный концерт», «Под шорох твоих ресниц», «Чертова мельница», «Мой, только мой!», «Божественная комедия», «Ноев ковчег», «Дон Жуан», «Полоумный Журден», «Шлягер, шлягер, только шлягер», «Про Федота-стрельца, удалого молодца», «Геракл». Получившие зрительскую любовь и признание специалистов, они до настоящего времени не сходят с афиши театра.
58 лет назад (1950) родился Микки Рурк, американский киноактер
Микки Рурк (Mickey Rourke) родился 16 сентября 1950 года в Майами (штат Флорида, США). По его словам, начинал он как обычный уличный драчун, к счастью, мать вовремя пристроила его в боксерскую секцию. В юности занимался бейсболом, боксом. Повесив боксерские перчатки на гвоздь, Микки твердо решил стать кинозвездой. Для того чтобы оплатить учебу в одной из актерских студии Нью-Йорка, он несколько месяцев работал вышибалой в ночных клубах, был спасателем в Майами-бич. «Я 78 раз участвовал в кинопробах, и все без толку». Возраст Рурка приближался к тридцати, когда Стивен Спилберг пригласил его на маленькую роль в фильме «1941», а некоторое время спустя Майкл Чимино предложил Рурку сняться в фильме «Ворота в небо». Картина имела большой успех. Образ бунтаря и задиры Микки пронес через целый ряд картин: «Жар тела», «Бойцовая рыбка», «Патрон Гринвич Виллидж». А потом в свет вышла эротическая сага Эйдриан Лайн «Девять с половиной недель». Этот фильм, наделавший много шума, превратил Микки Рурка и его партнершу Ким Бессингер в секс-символы Америки 1980-х годов. Позднее актер снялся в фильмах «Год дракона», «Сердце ангела», «Пьянь», но всемирная известность к Рурку пришла после участия в ленте итальянского кинорежиссера Лилианы Кавани «Францискус». Далее были фильмы «Отходная молитва», «Красавчик Джонни», эротический триллер «Дикая орхидея», «Харлей Дэвидсон и ковбой Мальборо». В каждой новой роли Рурк пытался отойти от принятых шаблонов, что привело его к конфликту с самим собой. Актер возненавидел свою работу и даже заявлял в интервью, что, скорее всего, ошибся с выбором профессии... Настал довольно продолжительный кризис: развод, алкоголь и наркотики, драки и публичные скандалы, больницы и депрессии. Он перестал сниматься, вел бродяжнический образ жизни, ушел в бокс... Ему постоянно ломали лицевые кости, из-за чего приходилось делать много пластических операций. И все же Микки хватило сил продолжить свой актерский путь. Постепенно, фильм за фильмом, он практически заново начал завоевывать свою аудиторию. Сыграв в фильмах «Благодетель», «Выход в красное», «Колония», Рурк доказал, что его творческая карьера не окончена. Начиная с 1999 года Рурк снимается в двух-трех картинах в год. Актер сказал в одном из интервью: «Я не из тех людей, которые все бросают на середине пути. Тем более что в своей лучшей роли я пока не снялся».
52 года назад (1956) родился Дэвид Копперфильд, американский иллюзионист, один из самых известных иллюзионистов мира
Дэвид Копперфильд (David Copperfield), настоящее имя Дэвид Сет Коткин (David Seth Kotkin) родился 16 сентября 1956 года в городе Метчене, штат Нью-Джерси. Его родители эмигрировали в США из Германии. Отец - владелец магазина готового платья, мать - страховой агент. Ребенок обладал уникальной памятью. Ему было всего четыре года, когда дедушка показал ему карточный фокус. Мальчик тут же его повторил. В семь лет он уже демонстрировал свои личные фокусы прихожанам местной синагоги. В 12 лет выступал в концертных залах Метчена. В 15 лет был принят в Американское общество магов - стал самым молодым его членом. В 16 лет преподавал магию в университете Нью-Йорка на факультет иллюзионизма. Учась в колледже в Чикаго, параллельно играл в весьма популярном мюзикле «Волшебник». Тогда у него и появился псевдоним Копперфильд. В 1978 году телекомпания Эй-би-си пригласила Копперфильда на роль ведущего программы «Волшебство Эй-би-си». Программа имела очень высокий рейтинг, принесла ему славу и стала мощным импульсом к блестящей карьере. Через некоторое время компания Си-Би-Эс подписала с ним контракт на производство шоу «Магия Дэвида Копперфильда». Первые фильмы этого сериала снимал знаменитый американский актер и режиссер Орсон Уэллс. В 1980-е годы со своими шоу Копперфильд объездил всю Америку, а затем и весь мир. Несколько раз приезжал с выступлениями в Россию. Копперфильд объединил достижения всех иллюзионистов мира, известен рядом уникальных трюков: проходил через Великую Китайскую стену, летал над Гранд-Каньоном, «испарял» Статую свободы, самолет и вагон Восточного экспресса. Бурная фантазия и недюжинная работоспособность привели к тому, что сейчас Дэвид Копперфилд является самым богатым магом в мире - он дает более 500 представлений в год. Почти каждый год выпускает новую программу. Его успеху в большой степени способствует отличная команда, постоянно работающая вместе с ним. Артист имеет несколько премий «Эмми» (аналог премии «Оскар в области шоу-бизнеса). Он - единственный иллюзионист в США, имеющий свою звезду на дорожке славы в Голливуде. Во Франции артист возведен в кавалеры искусства и литературы. Копперфильд много времени и сил уделяет благотворительности, в частности, занимается программой помощи инвалидам. Проект «Магия», разработанный им, помогает улучшить подвижность и моторные функции больных инвалидов. Этот проект реализуется в 1000 клиниках 30 стран мира. Копперфильд - автор книги «За пределами воображения». Входит в сотню самых красивых людей планеты.