1778 - в Милане (Италия) открылся государственный оперный театр «Ла Скала»
230 лет назад в Милане (Италия) открылся государственный оперный театр «Ла Скала». История знаменитого оперного театра в Милане «Ла Скала» (итал. Teatro alla Scala или La Scala) восходит к 1776 году, когда по заказу императрицы Марии-Терезии началось строительство нового театра вместо сгоревшего театра «Реджо Дюкале», одного из самых великолепных в тогдашней Италии.
Архитектор Джузеппе Пьермарини начал строительство нового театра на месте полуразрушенной церкви Санта Мария дела Скала. Эта церковь, по имени которой и назвали театр, была заложена в XIV веке семейством, в гербе которого была лестница - по-итальянски scala. Строительство окончилось в 1778 году. Торжественное открытие театра состоялось 3 августа 1778 года. Давали оперу «Признанная Европа» Антонио Сальери и два одноактных балета - «Пленники Кипра» (тоже Сальери) и «Умиротворенный Аполлон» де Байю. Здание театра было выдержано в строгом неоклассическом стиле, его площадь равнялась 100 метрам в длину и 38 метрам в ширину. Зал имел форму подковы. Он был выполнен в белых, серебряных и золотых тонах. В зале было пять ярусов лож и галерея. Все ложи были связаны между собой коридором. За ним следовал второй ряд лож, в котором располагались столы для карточной игры и торговли напитками. В партере первоначально не было кресел - их заменяли складные и передвижные стулья. В ложах зажигали свечи, отопления в театре не было. Сцена театра была довольно невелика. В 1943 году, во время второй мировой войны, театр был сильно поврежден во время бомбардировки. Был восстановлен в первоначальном виде инженером Секи и вновь открылся 11 мая 1946 года. Здание театра не раз реставрировалось. В 2001 году театр закрылся на реконструкцию, которая заняла три года. Швейцарский архитектор Марио Ботта «обновил» фасад здания, дополнив его классические формы абстрактной архитектурой на заднем фоне. Фойе, коридорам, лестнице и зрительному залу вернули оригинальный вид. Сцена увеличилась в три раза (сегодня она самая большая в Италии), а ее механизмы таковы, что может быть воплощена любая постановочная фантазия. В 1955 году спектаклем «Тайный брак» Чимарозы был открыт филиал «Ла Скала» - «Пиккола Скала». На малой сцене в 500 мест ставятся произведения композиторов XVII-XVIII и начала XIX веков, оперы, предназначенные для небольших ансамблей (камерного оркестра, хора и солистов), а также сочинения молодых авторов. В «Ла Скала» выступали выдающиеся итальянские и иностранные исполнители. В XX веке это Энрике Карузо, Титта Руффо, Тито Скипа, Беньямино Джильи, Мария Канилья, Марио Дель Монако, Мария Каллас, Рената Тебальди, Борис Христов, Франко Корелли, Федор Шаляпин, Леонид Собинов. В советское время в «Ла-Скала» блистали Елена Образцова, Евгений Нестеренко, Тамара Милашкина, Виргилиус Норейка, Ирина Архипова, Марк Решетин, Владимир Атлантов, Мария Гулегина и другие. В апреле 2008 года звездой театра была признана русская балерина Светлана Захарова. Концертный сезон в «Ла Скала» длится с декабря по июнь (осенью на его сцене проводятся симфонические концерты).
1958 - американская атомная подводная лодка «Наутилус» впервые достигла Северного полюса под водой
50 лет назад американская атомная подводная лодка «Наутилус» впервые достигла Северного полюса под водой.
«Наутилус» был первой в мире атомной подводной лодкой. Не считая абсолютно новой энергетической установки, лодка имела обычную конструкцию. На испытаниях были установлены многие рекорды, включая переход под водой на 1400 миль (2250 километров) за 90 часов при скорости 20 узлов (в то время это был наибольший период, проведенный американской лодкой под водой без всплытия, и наивысшая достигнутая под водой скорость). На основе конструкции «Наутилуса» была построена флотилия из четырех подводных лодок класса «Скейт», что дало возможность продолжать исследования в области корабельной ядерной энергетики. 3 августа 1958 года «Наутилус» впервые достиг Северного полюса под водой. Подлодка вышла из гавани Перл-Харбора 23 июля 1958 года с секретным заданием под кодовым названием «Операция Солнечный свет». Задача - первыми достичь Северного полюса на корабле - была выполнена в 11 часов 15 минут вечера, когда командир лодки Уильям Андерсон объявил 116 членам экипажа, что они находится на полюсе Земли. В мае 1959 года «Наутилус» прибыл на военно-морскую верфь Портсмут для первой реконструкции, а также для перезагрузки ядерного топлива. После завершения ремонта в августе 1960 года он был приписан к Шестому американскому флоту и стал первой атомной лодкой на Средиземном море. В последующие годы «Наутилус» принимал участие в различных военно-морских учениях и испытательных программах. Весной 1979 года он вышел из Гротона в свой последний поход, который завершился 26 мая 1979 года. 3 марта 1980 года «Наутилус» после 25 лет службы был исключен из состава флота. Сейчас он стоит в американском порту Гротон у мемориального причала.
День железнодорожника
День железнодорожника отмечается в России в первое воскресенье августа. Профессиональный праздник был учрежден в 1896 году, приурочен к дню рождения императора Николая I, начавшего строительство железных дорог в России. Праздник ежегодно отмечался 25 июня (ст.ст.) вплоть до 1917 года. Традиция чествовать железнодорожников возродилась в 1936 году. Это было связано с тем, что в 1935 году впервые за много лет был перевыполнен план перевозок. Тогда ряд работников железных дорог обратился к правительству с просьбой отмечать ежегодно их трудовые успехи. Постановлением правительства от 28 июля 1936 года был установлен день профессионального праздника железнодорожников - 30 июля. Позднее его празднование перенесли на ближайший выходной день. Согласно указам президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года День железнодорожника отмечается в первое воскресенье августа.
1994 - умер Иннокентий Михайлович Смоктуновский, народный артист СССР
14 лет назад умер Иннокентий Михайлович Смоктуновский, народный артист СССР.
Иннокентий Смоктуновский родился 28 марта 1925 года в деревне Татьяновка Томской области в рабочей семье. В 1929 году его семья переехала в Красноярск. После окончания школы учился в школе киномехаников. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию; попал в Киевское пехотное училище, в 1943 году отправился на фронт, где участвовал в боях на Курской дуге, форсировал Днепр. В декабре 1943 года попал в плен, бежал, воевал вместе с партизанами, а потом с действующей армией дошел до Берлина. В 1945-1946 годах учился в студии Красноярского театра. По окончании студии Смоктуновский играл в провинциальных театрах. С 1955 года показывался во многих театрах Москвы, неизменно получая отказ. Главный свой театральный творческий взлет пережил в конце 1950-х годов, сыграв князя Мышкина на сцене БДТ, куда его пригласил Георгий Товстоногов. Роль Мышкина была признана целой эпохой в творчестве артиста, с этой роли началась настоящая актерская биография Смоктуновского. Восхождение Иннокентия Смоктуновского к вершинам кинославы началось с фильма Михаила Ромма «Девять дней одного года». Еще больший успех ожидал актера с выходом в 1964 году «Гамлета», поставленного Григорием Козинцевым, причем Гамлета Смоктуновского в Англии многие критики ставили выше Гамлета в исполнении Лоуренса Оливье. Незаурядный комический дар артиста открылся в роли Деточкина в фильме Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». Почти каждая его работа становилась событием: Пал Палыч («Ночной гость»), Войницкий («Дядя Ваня»), Моисей Моисеевич («Степь»), Сальери и Барон («Маленькие трагедии»), Плюшкин (телефильм «Мертвые души»), портной Исаак («Дамский портной»). Умер Иннокентий Смоктуновский 3 августа 1994 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Учреждена стипендия имени Смоктуновского для студентов Школы-студии имени В.И.Немировича-Данченко при МХАТ имени А.П.Чехова. Одна из малых планет под номером 4926 зарегистрирована в международном каталоге под именем Smoktunovsky.
1998 - умер Альфред Гарриевич Шнитке
10 лет назад умер Альфред Гарриевич Шнитке. Альфред Шнитке родился 24 ноября 1934 года на берегу Волги, в городе Энгельсе (АССР немцев Поволжья, ныне Саратовская область). Учиться музыке начал в 1946 году в Вене, где его отец работал журналистом и переводчиком. Семья вернулась в Москву в 1948 году, где Альфред окончил музыкальную школу по классу фортепиано. В 1958 году Шнитке окончил Московскую консерваторию, через три года - аспирантуру при консерватории по классу композиции и занялся преподавательской деятельностью. Композитор создал балеты «Лабиринты», «Эскизы», «Пер Гюнт», оперы «Одиннадцатая заповедь» и «Жизнь с идиотом», сценическую композицию «Желтый звук», «Реквием», несколько кантат, симфоний и множество других музыкальных произведений. В 1980-х годах его симфоническая музыка приобретает широкую международную известность, ее включают в свой репертуар ведущие мировые исполнители - Гидеон Кремер, Михаил Ростропович, Юрий Башмет, Геннадий Рождественский.
Шнитке сочинил музыку более чем к шестидесяти фильмам, среди которых - «Восхождение» Ларисы Шепитько, «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», «Экипаж», «Сказка странствий» Александра Митты, «Маленькие трагедии» Михаила Швейцера, «Агония», «Прощание» и «Спорт, спорт, спорт» Элема Климова. В 1990 году Альфред Шнитке уехал работать в Германию, сначала - в Берлин, потом в Гамбург. Во второй половине 1990-х годов здоровье композитора ухудшилось, и 3 августа 1998 года Альфред Шнитке скончался в Гамбурге. Похоронили его в Москве, на Новодевичьем кладбище.