Рейтинг@Mail.ru
6 октября - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

6 октября

Читать ria.ru в
- 1927 - в Нью-Йорке прошла премьера первого звукового фильма
- 1914 - родился Тур Хейердал, норвежский путешественник
- 1077 - состоялся первый полет истребителя МиГ-29

80 лет назад (1927) в Нью-Йорке прошла премьера первого звукового фильма «Jazz Singer»

Днем рождения кино считают 28 декабря 1895 года. Тогда в парижском кафе на бульваре Капуцинов братья Люмьеры представили широкой публике первый в мире короткометражный фильм «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота». Люмьеровские сеансы состояли обычно из примерно десятка пятидесятисекундных лент. Демонстрировались различные ролики, в которых обязательно имели место разнообразные виды движения (море, работающие кузнецы, гимнаст, завтрак ребенка, просто уличные сценки). В появившемся вскоре фильме «Политый поливальщик» уже имела место экспозиция (человек поливает из шланга сад), завязка (мальчишка за спиной поливальщика наступает на шланг), развитие действия с поворотной точкой (поливальщик в недоумении заглянул в наконечник шланга), кульминация (мальчишка убирает ногу со шланга, и струя воды ударяет в лицо поливальщика) и развязка (поливальщик бьет мальчишку, тот убегает). 

Аппаратура Люмьеров, легкая, удобная («синематограф» можно было применять как для съемки, так и для проекции фильмов) и сравнительно недорогая, быстро получила широкое распространение, и кинематограф стал явлением мировой культуры. В первые годы существования киносеанс обычно строился по принципам, заложенным Люмьерами - несколько видовых фильмов, несколько уличных сценок, несколько комических сюжетов. Также стала формироваться кинохроника как отдельная ветвь кинематографа, и хроникальные сюжеты тоже включались в программу киносеанса.

В России кино началось с показа этих же фильмов и работ отечественных операторов В.Сашина и А.Федецкого, снявших ряд хроникальных сюжетов. Первые сеансы прошли 16 мая 1896 года в Петербургском саду «Аквариум» и в Московском театре оперетты «Эрмитаж», позже на знаменитой Нижегородской ярмарке. Первый же настоящий кинофильм был создан режиссером В.Ромашковым в мастерской петербургского фотографа А.Дренкова в 1908 году. Он назывался «Понизовая вольница» (о Стеньке Разине).

К началу 1900-х годов кинотеатры распространились по всему миру. Повсюду показ кинокартин происходил в музыкальном сопровождении. Оно обеспечивалось, как правило, игрой таперов на фортепиано. После успешного проведения первых киносеансов инженерная мысль обратилась к разработке способов фиксации и воспроизведения звука, совместимых с отображением движущейся картинки на кинопленке. К началу 1920-х годов проявились два направления в размещении записей речевой и музыкальной составляющих содержания кинофильма: 1) на прозрачную кинопленку в виде линии переменной ширины, бегущей параллельно строю прямоугольных окон кадров и отверстий перфорации; 2) на граммофонную пластинку, при работе в режиме сопровождения  фильма  синхронизируемую с перемещением кинокадров путем подстройки скорости ее вращения.

В середине 1925 года в США три известные организации - Warner Bros, Western Electric и вновь образованная Vitaphone Corp объединили усилия по продвижению звукового  кино. 25 июня на презентации созданного объединения один из главных менеджеров кинопроизводства объявился перед собравшимися на большом киноэкране и произнес речь. Выступление было предварительно снято на кинопленку, а звук, также записанный ранее синхронно с кинокадрами, подавался на усилитель от вращающегося граммофонного диска. Далее были показаны выступления звезд оперного театра Metropolitan Opera, знаменитого скрипача и хора донских казаков. Решено было озвучить созданный Warner Bros последний немой кинофильм «Дон Жуан». Публичное представление первого звукового полнометражного кинофильма «Дон Жуан» состоялось 6 августа 1926 года в  Нью-Йорке. Однако звуковая поддержка фильма распространялась на музыкальное содержание и шумовые эффекты, подавляющая часть диалогов исполнителей главных ролей подавалась, как и ранее, в виде титров. По мнению многих историков, первым  художественным произведением, убедительно показавшим, что  звуковое  кино возможно и что более чем тридцатилетний период «великого немого» близится к завершению, был музыкальный  фильм «Певец джаза» (Jazz Singer). Премьера  «переходного» звучащего произведения искусства состоялась в Нью-Йорке 6 октября 1927 года в кинотеатре на Таймс-сквер.

В России звуковой кинозал впервые открылся в октябре 1929 года на Невском проспекте в Ленинграде. Первыми отечественными кинофильмами со звуковой  поддержкой были документальные картины. В 1930 году в прокате показывали озвученное выступление наркома просвещения А.В.Луначарского, посвященное значимости и разумной полезности документального и художественного звукового кино; демонстрировался документальный фильм «План великих работ» (озвучен по системе ленинградского инженера А.Ф.Шорина). В марте 1931 года демонстрировался первый отечественный звуковой фильм «Путевка в жизнь». Звук был записан по системе московского инженера П.Г.Тагера. С этих фильмов началось победное шествие звука в кино в нашей стране: российские ученые внесли свою лепту в кинопроизводство. Фильм  «Путевка в жизнь» не только в художественном, но и в техническом плане получил мировое признание. На международном кинофестивале в Венеции (1932) кинокартина отмечена как лучшая по режиссуре и была закуплена для кинопроката 26-ю странами. Решением ЮНЕСКО «Путевка в жизнь» внесена в десятку лучших  фильмов  всех времен и народов.

120 лет назад (1887) родился Шарль Эдуард ле КОРБЮЗЬЕ (Жаннере), французский архитектор и теоретик архитектуры, один из создателей современных течений архитектуры

Родился 6 октября 1887 года в Ла-Шо-де-Фоне (Швейцария), в старинной семье граверов и художников. Там же обучался декоративно-прикладному искусству в Школе искусств. Получил уроки мастерства у крупнейших зодчих того времени - Й.Хофмана в Вене (1907), О.Перре в Париже (1908-1910), П.Беренса в Берлине (1910-1911). В 1911 году путешествовал по Италии, Греции, Турции, испытав большое влияние античной и мусульманской архитектуры. С 1917 года обосновался в Париже, основав в 1922 году архитектурную мастерскую совместно с двоюродным братом Пьером Жаннере (своим постоянным соавтором до 1940 года). Разработав теорию пуризма, рационалистически-функциональной чистоты форм, изложил свою концепцию современного зодчества в журнале «Эспри нуво» (1920-1925), в книгах «К архитектуре» (1923), «Градостроительство» (1925) и других. Наглядными примерами   этих концепций явились (в области индивидуального жилого строительства) виллы и особняки, аскетически геометричные по своим формам (комплекс особняков Р.Ла Роша и А.Жаннере в Париже, 1923-1934; вилла Савой в Пуасси близ Парижа, 1929-1931); к этим постройкам примыкал павильон «Эспри нуво» на Всемирной выставке декоративного искусства в Париже, 1925). В них четко воплотились сформулированные Корбюзье «пять отправных точек новой архитектуры»: зздание на столбах-опорах, плоская крыша-сад, свободная внутренняя планировка, ленточное окно, фасадная стена, освобожденная от несущих функций. В Москве по его проекту был выстроен строгий по формам и в то же время пластически экспрессивный (в особенности со стороны двора) Дом Центросоюза (ныне Центральное статистической управление, 1928-1935). С энтузиазмом откликнувшись на социально-урбанистические преобразования в России, Корбюзье оказал значительное влияние на советскую архитектуру 1920-х - начала 1930-х годов. После второй мировой войны международный авторитет Корбюзье необычайно возрос. Идеи его «Лучезарного города», а также книги «Три человеческих измерения» (1945) ложатся в основу «Афинской хартии», принятой IV Международным конгрессом современной архитектуры (1945). В Марселе он создает «жилую единицу» (1947-1952), многоэтажный дом, ставший прообразом для массового жилого строительства по всей планете. В 1950-1960-х годах создавал большие городские ансамбли: Чандигарх в Индии (1951-1956), капелла в Роншане (1950-1953), павильон фирмы «Филипс» на Всемирной выставке в Брюсселе (1958), доминиканский монастырь Ла-Турет близ Лиона (1959). Помимо архитектуры занимался планированием городов, создал теоретическую основу для современного градостроения. Рассматривал градостроительство и архитектуру как средство глобальных социальных преобразований. Архитектурные, эстетические и градостроительные идеи Корбюзье  оказали большое влияние на архитектурное мышление и практику архитектуры нового времени. Умер выдающийся архитектор 27 августа 1965 года.

93 года назад (1914) родился Тур ХЕЙЕРДАЛ, норвежский путешественник

Тур ХейердалТур Хейердал родился в небольшом городке Ларвик на юге Норвегии. Мать  Хейердала с детства привила ему любовь к природе, поэтому Тур и стал студентом  зоологии и географии в университете Осло в 1933 году. Через три года он со своей молодой женой отправился на Маркизские острова в Тихом океане, где в течение года занимался изучением местных флоры и фауны. Мир узнал Тура Хейердала в уже далеком 1947 году, когда он сделал почти невозможное и пересек восточную часть Тихого океана - от Перу до островов Полинезии - на плоту. Ему хотелось доказать свою теорию о том, что остров Пасхи мог быть заселен не азиатами, как считало большинство ученых, а выходцами из Южной Америки. И доказал, что действительно это могло быть так. Документальный фильм о путешествии на «Кон-Тики» получил «Оскара», а книга о самом плавании стала бестселлером, проданном миллионными тиражами. Позже Хейердал предпринял еще ряд столь же масштабных проектов, которые описаны в его книгах «Аку-Аку», «В поисках рая», «Путешествие на Ра», «Путешествие на «Тигрисе» и других. Его подчас спорные научные гипотезы заставляли многих по-новому взглянуть на историю человечества, искать новые доказательства о путях развития, расцвета и угасания цивилизаций прошлого. Хейердал был яростным защитником мира. В его интернациональных экипажах всегда присутствовало много представителей разных стран, в том числе и известный российский путешественник, исследователь и телеведущий Юрий Сенкевич. За свои научные достижения Хейердал был избран почетным членом Географического общества Норвегии, норвежский король пожаловал ему орден святого Улафа, а правительство Перу - орден Офицера особых заслуг. Знаменитый норвежский исследователь и путешественник Тур Хейердал  скончался на 88-м году жизни в семейном поместье на севере Италии. Всю свою жизнь Тур Хейердал будоражил ученый мир, а рядовые наблюдатели, затаив дыхание, следили за его очередным путешествием на какой-нибудь ненадежной тростниковой лодке.

День поминовения в Туркменистане - день памяти жертв ашхабадского землетрясения 1948 года, одного из самых разрушительных в мире

Туркменская ССР. г.Ашхабад. 6 октября 1948 г. Улица им. 1 мая после землетрясения59 лет назад, 6 октября 1948 года, столица Туркменской ССР - Ашхабад был практически полностью разрушен. Разрушительное землетрясение силою 8-9 баллов, а по новым данным - 10 по шкале Рихтера практически стерло город с лица земли. Даже в Москве было зафиксировано смещение пластов земли на 0,4 мм. Вот как описал трагедию в Ашхабаде Т.Е.Болдырев, в то время заместитель министра здравоохранения, главный санитарный инспектор Минздрава СССР: «Ничто не предвещало совершившейся катастрофы. Стояла теплая, тихая и ясная южная ночь. Сильнейшие колебания почвы, сопровождавшиеся сильным подземным гулом и завершившиеся вертикальным толчком огромной силы, что не только мирно спавшие люди, но и те, кто бодрствовал дома или находился на работе в ночную смену, были застигнуты врасплох. Многие тысячи спавших людей оказались засыпанными обломками своих жилищ. Сотни рабочих ночных смен погибли под развалинами своих предприятий. Погасло электрическое освещение... В наступившей кромешной темноте несколько секунд слышался грохот разрушающихся зданий, треск ломающихся балок, грохот железа. Глухой шум, подобный глубокому вздоху, пронесся по городу и тотчас же наступила мертвая тишина. Воздух наполнился густой удушливой пылью. Ни одного звука, ни криков о помощи, ни звуков животных, - как будто бы под развалинами погибло абсолютно все живое. Только спустя некоторое время появились первые признаки жизни - крики о помощи, стоны раненых, детский плач, причитания о засыпанных, погибших родственниках». Произошедшую в ночь на 6 октября трагедию в реестре ЮНЕСКО признали одной из самых разрушительных катастроф ХХ века. По официальным данным того периода, в результате ночных толчков погибли 25-30 тысяч столичных жителей, однако, как сообщают новые исследования туркменских архивистов, количество жертв значительно больше - более 160 тысяч погибших. Ашхабад того времени, если судить по кадрам кинохроники, напоминал город, через который прошла война - пепелища, разрушенные дома, палаточные городки, передвижные госпитали, военные, раненые. С 1995 года 6 октября объявлено в Туркменистане Днем поминовения. В этот день приспускаются государственные флаги, отменяются увеселительные мероприятия, а по телевизионным и радиоканалам звучит траурная музыка. В церквях и мечетях города служатся панихиды, проходят поминальные обеды.

30 лет назад (1977) состоялся первый полет истребителя МиГ-29

Самолет МИГ 29В начале 1971 года КБ МиГ представило проект легкого истребительного самолета, обозначенного тогда как МиГ-29Д. Основная задача, возлагаемая на новый самолет, заключалась в обеспечении противовоздушной обороны небольших территорий, стратегически важных объектов и войсковых групп. В том же 1971 году началась детальная разработка проекта. При проектировании конструкторам пришлось столкнуться с определенными трудностями. Так, существовавший запрет на доступ к мировым «ноу-хау» нанес ощутимый удар по схеме бортовой электроники самолета (в результате значительно увеличился общий вес машины). Кроме того, управляемость самолета была ограничена возможностями классической механической системы управления. Ограниченные возможности МиГ-29 удалось компенсировать, помимо высоких аэродинамических качеств, вооружением: управляемая ракета «воздух-воздух» (УР «в-в») Р-73, сконструированная инженерами конструкторского бюро «Вымпел», обладала рядом непревзойденных и по настоящее время технических характеристик, в частности, высокой маневренностью и увеличенной дальностью полета. Помимо этого, МиГ-29 был оснащен локатором Н-019 «Топаз», позволяющим обнаруживать воздушные цели как в свободном пространстве, так и на фоне земли, а также катапультными креслами К-36, обеспечивающими покидание самолета на скоростях 75-1500 километров в час (известны случаи спасения пилотов на скоростях, превышающих 2000 километров в час, и из-под воды). Летные испытания, начавшиеся 6 октября 1977 года, подтвердили очень удачную конструкцию истребителя. Конструкторам удалось разрубить «гордиев узел» высочайших требований к летно-техническим характеристикам МиГ-29 и ограниченных технологических и экономических возможностей. От зарубежных (даже современных) аналогов истребитель отличается выдающимися маневренными качествами в уникальном диапазоне скоростей и высот, эффективной системой вооружения для ведения высокоманевренного воздушного боя, мощной конструкцией каркаса и простотой в обслуживании.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала