100 лет назад (1905) началось восстание матросов и солдат в Кронштадте
Первая русская революция началась 9 января 1905 года с расстрела царскими войсками мирной демонстрации народа, двинувшегося к Зимнему дворцу просить у Николая II защиты от притеснений. Столичные власти не нашли лучшего средства остановить толпу, как рассеять ее картечью. Гибель невинных детей, женщин, стариков, с иконами в руках направлявшихся к царю-батюшке, привела к яростному революционному взрыву. На сторону восставшего народа переходили воинские части. Летом 1905 года на сторону революции перешел эскадренный миноносец «Князь Потемкин Таврический». Осенью того же года отказалась подчиняться командованию часть Черноморского военно-морского флота. Апогей революции пришелся на октябрь 1905 года. В стране началась всероссийская политическая стачка. Стремясь с помощью реформ сбить накал революции, император 17 октября 1905 года (ст.ст.) издал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» (Манифест 17 октября 1905 года), провозгласивший гражданские свободы (неприкосновенность личности, свобода слова, собраний, союзов) и созыв Государственной думы, без одобрения которой ни один закон не мог войти в силу.
На следующий день после опубликования Манифеста в Кронштадте прошла политическая демонстрация. 5 ноября (23 октября по ст.ст) на Якорной площади состоялся матросский митинг, организованный эсерами и социал-демократами. Участники добивались улучшения положения нижних чинов, выдвигали требования установления демократии, введения всеобщего избирательного права и уничтожения сословий. 6 ноября аналогичную резолюцию приняли артиллеристы и пехотинцы кронштадского гарнизона. Восстание началось стихийно 8 ноября во 2-м крепостном батальоне, к вечеру 40 солдат были арестованы. Матросы попытались их освободить, но при столкновении с конвоем двое матросов были убиты. В ответ восстали 4-й и 7-й флотские экипажи, а также учебно-минный и учебно-артиллерийский отряды. К концу дня к ним присоединились солдаты-минеры и артиллеристы, другие флотские экипажи и часть рабочих (всего около трех тысяч матросов и полторы тысячи солдат. Кронштадт фактически оказался в руках восставших, однако отсутствие руководства и дисциплины привело к погромам винных складов, магазинов и жилых домов. 9 ноября прибывшие из Санкт-Петербурга и Ораниенбаума войска подавили восстание (с обеих сторон убиты и умерли от ран свыше 20-ти человек, около 100 человек ранены). 10 ноября в Кронштадте было объявлено военное положение, около трех тысяч участников восстания арестованы. Военный суд в марте 1906 года приговорил 10 человек к различным срокам каторги, около 70 человек - к различным срокам тюремного заключения. Но революционное движение на флоте продолжалось.
82 года назад (1923) родился Дмитрий Тимофеевич ЯЗОВ, последний маршал Советского Союза, участник ГКЧП
Дмитрий Язов родился в селе Язово Омской области. В армии - с 1941 года. Во время Великой Отечественной войны принимал участие в боях на Волховском и Ленинградском фронтах. После войны служил на различных командных и штабных должностях. В 1956 году окончил Военную Академию имени Фрунзе, в 1967 году - Военную академию Генерального Штаба ВС СССР. Затем командовал армией и группой войск. В течение семи лет был командующим войсками Среднеазиатского, затем Дальневосточного военных округов. В середине 1980-х годов был заместителем министра обороны СССР по кадрам. На июньском (1987) пленуме ЦК КПСС стал членом ЦК КПСС. Был депутатом Верховного Совета СССР 11-го созыва. Назначен министром обороны СССР в мае 1987 года. 28 апреля 1990 года Язову было присвоено звание маршала Советского Союза (последнее в истории СССР).
За участие в государственном военном перевороте в отношении Язова прокуратурой СССР было возбуждено уголовное дело. 22 августа 1991 года взят под арест. 23 августа 1991 года освобожден от обязанностей министра обороны. В 1994 году был амнистирован. В последующие после ареста и амнистии годы, в отличие от других членов ГКЧП, не писал мемуаров, не участвовал в митингах оппозиции, не принимал участия в политической жизни страны. В конце 1990-х годов был советником-консультантом начальника Академии Генерального штаба.
73 года назад (1932) покончила с собой Надежда Сергеевна АЛЛИЛУЕВА, вторая жена И.В.Сталина
Брак Сталина с Аллилуевой нельзя назвать счастливым. Последние годы семейной жизни Надежды Аллилуевой постоянно были омрачены грубостью и невниманием Сталина. Он чаще всего был занят работой, большую часть времени проводил в Кремле. Жене явно не хватало его внимания. Она несколько раз уходила от него с детьми Василием и Светланой, а незадолго до смерти даже говорила о своем переезде к родственникам после окончания Промышленной академии, где училась. Что открыла для себя в Сталине его жена и что она знала о нем такое, что сделало ее жизнь невозможной, наверное, уже никогда узнать не удастся. Ее психика этого не выдержала, и в ночь с 8 на 9 ноября 1932 года Надежды Аллилуевой не стало. Существуют три версии ее гибели. Первая, что она застрелилась. Об этом довольно подробно написано в воспоминаниях ее дочери Светланы «Двадцать писем к другу». Вторая версия - что ее застрелил Сталин. По третьей версии Надежду Аллилуеву застрелили по приказу мужа.
Биограф Сталина Дмитрий Волкогонов пишет: «Свидетельства, которыми я располагаю, говорят о том, что Сталин стал косвенной (а впрочем, косвенной ли?) причиной ее смерти. В ночь с 8 на 9 ноября 1932 года Аллилуева-Сталина покончила жизнь самоубийством. Непосредственной причиной ее трагического поступка явилась ссора, едва заметная для окружающих, которая произошла на небольшом праздничном вечере, где были Молотов, Ворошилов с женами, некоторые другие лица из окружения Генсека. Очередной грубой выходки Сталина хрупкая натура жены не перенесла. 15-я годовщина Октября была омрачена. Аллилуева ушла к себе в комнату и застрелилась. Каролина Тиль, экономка семьи, придя утром будить Аллилуеву, обнаружила ее мертвой. «Вальтер» лежал на полу».
Лев Троцкий дает такую интерпретацию причины самоубийства Надежды Аллилуевой: «9 ноября 1932 года Аллилуева внезапно скончалась... Насчет причин ее неожиданной смерти советские газеты молчали. В Москве шушукались, что она застрелилась, и рассказывали о причине. На вечере у Ворошилова в присутствии всех вельмож она позволила себе критическое замечание по поводу крестьянской политики, приведшей к голоду в деревне. Сталин громогласно ответил ей самой грубой бранью, которая существует на русском языке. Кремлевская прислуга обратила внимание на возбужденное состояние Аллилуевой, когда она возвращалась к себе в квартиру. Через некоторое время из ее комнаты раздался выстрел».
В мемуарах Никиты Хрущева - еще одна версия причины самоубийства Аллилуевой. «После смерти Сталина я узнал историю смерти Аллилуевой. Конечно, эта история никак документально не подтверждена. Власик, начальник охраны Сталина, рассказал, что после парада все отправились обедать к военному комиссару Клименту Ворошилову на его большую квартиру. После парадов и других подобных мероприятий все обычно шли к Ворошилову обедать. Командующий парадом и некоторые члены Политбюро отправились туда прямо с Красной площади. Все выпили, как обычно в таких случаях. Наконец все разошлись. Ушел и Сталин. Но он не пошел домой. Было уже поздно. Кто знает, какой это был час. Надежда Сергеевна начала беспокоиться. Она стала искать его, звонить на одну из дач. И спросила дежурного офицера, нет ли там Сталина. Тот ответил, что товарищ Сталин здесь. Он сказал, что с ним женщина, назвал ее имя. Это была жена одного военного, Гусева, который тоже был на том обеде. Когда Сталин уехал, он взял ее с собой. Мне говорили, что она очень красива. И Сталин был с ней на этой даче, а Аллилуева узнала об этом от дежурного офицера. Утром - когда, точно не знаю - Сталин пришел домой, но Надежды Сергеевны уже не было в живых. Она не оставила никакой записки, а если записка и была, нам никогда об этом не говорили. Потом пошли слухи, что, возможно, Сталин убил ее. Эта версия не очень ясна, первая кажется более правдоподобной». Несмотря на подобные свидетельства, серьезные историки придерживаются версии самоубийства Надежды Аллилуевой.
30 лет назад (1975) капитан 3-го ранга Валерий Саблин поднял восстание на большом противолодочном корабле «Сторожевой» с целью смены партийно-государственного аппарата
Валерий Михайлович Саблин родился в 1939 году в семье потомственного военного моряка. В 1960 году окончил Ленинградское высшее военно-морское училище имени Фрунзе. До 1969 года проходил службу на строевых должностях и с должности помощника командира сторожевого корабля Северного флота поступил в военно-политическую академию имени Ленина, которую окончил в 1973 году. В августе того же года был назначен замполитом на большой противолодочный корабль (БПК) «Сторожевой». Член КПСС с 1959 года. Углубленное изучение в академии трудов «классиков марксизма-ленинизма» утвердило Саблина в мысли, что власть ведет народ не тем путем. Морской офицер разработал детальную программу переустройства общества. Он выступал за многопартийность, свободу слова и дискуссий, изменение порядка выборов в партии и стране. Огласить свою программу, указав попутно на вопиющие ошибки и разложение советского руководства, офицер решил с «трибуны» БПК «Сторожевой».
8 ноября 1975 года Валерий Саблин при поддержке большей части экипажа корабля поднял восстание. Саблин обратился к экипажу со словами: «Нынешний государственный аппарат должен быть основательно очищен и частично выброшен на свалку истории. План действий - идем на Кронштадт, а потом в Ленинград - город трех революций». Он изолировал в помещении гидроакустиков командира корабля, самовольно снял судно с рейда в Риге и повел в Ленинград. Объявив корабль независимой от государственных и партийных органов территорией, Саблин планировал встать на рейд рядом с «Авророй» и оттуда ежедневно выходить в телеэфир, призывая граждан СССР к коммунистической революции, к смене брежневского партийно-государственного аппарата и установлению социальной справедливости. Донесения о ЧП на «Сторожевом» тотчас же были отправлены в Минобороны и Кремль. Из Москвы незамедлительно последовал приказ: «Разбомбить и потопить». Первыми к мятежному кораблю подошли пограничные сторожевые корабли. На перехват было вызвано подкрепление из Лиепайской военно-морской базы - корабли и морская авиация. А на самом «Сторожевом» несколько офицеров попытались освободить капитана.
Большой противолодочный корабль «Сторожевой» был остановлен в Ирбенском заливе советскими бомбардировщиками Су-24, которые сбросили на мятежное судно серию снарядов, повредивших руль БПК. Затем на палубу была высажена абордажная группа, арестовавшая раненого зачинщика восстания. Всю вину за случившееся Саблин сразу же взял на себя, не назвав никого в качестве сообщников. Военная коллегия Верховного суда СССР обвинила Саблина в самом постыдном для офицера преступлении - измене Родине - и приговорила к расстрелу. Обвинения в измене Родине и попытке угнать боевой корабль за границу Саблин категорически отверг. В августе 1976 года капитан 3-го ранга Валерий Саблин и еще несколько человек, причастных к мятежу, были лишены званий и наград, а сам он расстрелян. Экипаж «Сторожевого» расформировали, корабль переименовали и перевели на Тихоокеанский флот. Флотские «особисты» приняли все меры, чтобы о мятеже забыли. В 1994 году дело Валерия Саблина было пересмотрено Военной коллегией Верховного суда Российской Федерации. В обвинительном заключении ему заменили «расстрельную» статью об измене Родине на статьи о воинских преступлениях: превышение власти, неповиновение и сопротивление начальнику. Расстрелянного 3 августа 1976 года Валерия Саблина задним числом приговорили к 10 годам тюремного заключения. В посмертной реабилитации ему отказали...