Текст подготовлен корреспондентами агентства "Р-Спорт" специально для проекта "Weekend РИА Новости".
Когда перед человеком встает выбор, чем бы развлечь себя на выходных, он, безусловно, соотносит свои потребности с возможностями. Причем зачастую, помимо собственных расчетов, учитывает вероятный итог подобных сравнений и у тех людей, что планируют разделить с ним его досуг.
Такая разновидность активного отдыха, как спорт, исключением не является. В том, чтобы созвониться с друзьями, раздобыть один на всех мяч и облачиться в экипировку, детали которой нередко используются в повседневной жизни, ничего сложного нет. А вот найти как минимум семерых друзей, у которых найдется не только мячик, не только дорогостоящее снаряжение, но и по ретивой кобылке или жеребцу, да еще и ухоженная игровая площадка, по своим размерам превышающая футбольное поле в 7-8 раз… В такой счастливый случай поверить сложно. Особенно, если все эти условия поместить в рамки такого мегаполиса, как Москва.
Несмотря на это, в столице такие уникальные случаи имеются. Спорт, который в нашей стране принято считать элитным, зачастую оказывается доступным для людей и со средним достатком. Элитный – не означает недоступный, что доказывают приведенные ниже примеры.
Покорить небо легко
Подняться в небо — самая древняя и романтическая мечта человечества. Ощутить свободу и широту пространства, посмотреть на мир с высоты облаков и птичьего полета… Каково самому взяться за штурвал и поднять крылатую машину в воздух? С чего начинается путь к самолетному спорту?
Человек, далёкий от авиации, думает, что научиться управлять самолётом ужасно сложно и дорого, причисляя это увлечение к элитным. На деле всё намного проще. Как отмечают поклонники малой авиации — было бы желание. Научиться летать можно также легко, как управлять автомобилем. И, как выясняется, это увлечение многим по карману.
Увеличение количества летающих в последние годы плавно растет. Народ обучается, и это нескончаемый поток, говорят специалисты. Возможно, это меньше, чем в советские времена, когда было много военных и гражданских летных училищ, чего сейчас практически нет. Сейчас и путь в большую авиацию лежит через малую. Люди получают первичное обучение, учатся пилотировать что-то маленькое, получают лицензию частного пилота без права работы на найму — PPL, после получают лицензию коммерческого пилота — CPL, а затем идут в авиакомпании, договариваются, тестируются и если все нормально, переходят в линейных пилотов.
Малой авиации упростили жизнь
Самое главное изменение для малой авиации случилось в ноябре 2010 года, когда указом президента РФ был дан зеленый коридор малой авиации – на смену заявительной пришла уведомительная система. С того момента и началось ее развитие, считают эксперты.
Полеты стали уведомительными. Это значительно облегчило жизнь любителям частной авиации. Раньше каждый полет любого самолета нужно было согласовывать по заявке. Потому в основном все "партизанили", летали нелегально. С 1-го ноября ситуация в корне изменилась. За час до полета нужно просто сообщить, что человек хочет лететь и никто не имеет права отказать.
Если у человека в порядке все с документами на самолет, с пилотским удостоверением, он регистрируется, получается определенный номер и по нему доступ через интернет или по телефону может уведомить, что он летит в такое то время оттуда и туда. Это касается пространства класса G (воздушное пространство поделено на три класса – А, С и G. Первые два связаны с линиями и работой аэропортов. Все, что не запрещено, относится к классу G). По уведомительной системе стало намного проще летать.
В этой связи люди стали больше покупать личные самолеты. Регистрировать самолеты так же стало проще – три недели, и человек получает документы так же, как на автомобиль. "Сейчас личные самолеты покупают, практически как автомобили. У нас по 2-3 новых самолета появляется еженедельно. Это стало доступно", — говорит Павел, руководитель одного из центров подготовки пилотов-любителей.
Бэушный самолет в хорошем состоянии можно купить за 40-50 тысяч долларов. Покупка самолета будет стоит примерно столько же, как хорошего внедорожника, около 80 тысяч евро. Бизнесмены средней руки покупают такие самолеты и ставят его на аэродроме. Стоянка с обслуживанием стоит десять тысяч рублей в месяц. Поэтому покупая самолет, люди идут учиться, чтобы не платить пилоту, а пилотировать самим.
Обучение
Обучение пилотированию тоже стало теперь более доступным, аэроклубам предоставили возможность готовить пилотов-любителей. До 1-го ноября были пилоты, которых готовил ДОСААФ и гражданской авиации, линейные, которых готовили в Ульяновске, в Саратовской области. А после разрешения частной любительской авиации, клубы стали готовить пилотов на легальных условиях.
Строгих ограничений по здоровью здесь нет. Врачебно-летная комиссия, конечно, требуется. Но если это частный пилот, критерии занижены, нет жестких рамок.
"В шутку мы говорим, чтобы не сильно красивая женщина была, будет слишком отвлекать пилота. А так нет. Мы же не пилотажные самолеты, по здоровью нет особых ограничений, перегрузок никаких нет", — заверил Павел.
Для того чтобы получить удостоверение пилота-любителя нужно пройти курс из 42 часов. Человек может разбить 42 часа на год и летать, когда ему удобно. Стоимость обучения разная во всех клубах. Если человек сам будет выбирать время совершения полетов, час обучения в среднем обойдется ему в 8 тысяч рублей. В некоторых клубах берут оплату сразу за 42 часа, назначают расписание занятий и стоимость получается 4,5 тысячи, примерно 210 тысяч за все. В среднем через 10-15 часов обучения человек способен самостоятельно вылететь.
Когда человек готов к подобному обучению, и у него есть деньги, не обязательно обучаться где-то в Подмосковье. Кто-то ездит на обучение в Казань, там очень хороший центр. Обучение можно пройти, например, и в Америке и это будет даже дешевле, чем в России, обойдется в 7-8 тысяч долларов. Лицензия, полученная в США, во всем мире котируется больше.
Доступное увлечение
Малой авиацией увлекаются совершенно разные люди. Обучение пилотов-любителей проходят люди и со средним достатком. В некоторых клубах цены на полеты совершенно демократические. Полет с просмотром Московской области стоит три-пять тысяч рублей.
Любители малой авиации не считают это увлечение элитным, потому что народ на аэродроме самый разнообразный. Есть люди весьма не бедные до уровня замминистров и крупных бизнесменов, но есть и люди, которые просто живут и зарабатывают, копят деньги. Кто-то просто приезжает на один день на самолете полетать, а кто-то свой самолет покупает, кто-то свой строит.
"В этом нет ничего великого, это не яхты, которые стоят миллионы долларов. Тут все очень относительно. Я за 3,5 года провел в воздухе примерно 350 часов и это мне не обошлось очень дорого. Все зависит только от желания. У меня есть знакомые, которые учились летать и летают при далеко не самом высоком уровне доходов. Когда желание есть, все доступно", — уверен фотограф малой авиации Сергей Макаренков.
"Можно вести "Поле чудес", быть известным на всю страну и летать на ЯК-52, но в тоже время это не обязательное условие для того, чтобы летать на ЯК-52. Прошлым летом девчонка с окладом в 25 тысяч рублей нашла возможность. Ей просто из принципа хотелось научиться, отец в прошлом вертолетчик. У меня перед глазами масса народу, которые просто хотели и нашли способы прийти в это дело, втянуться, обучиться", — рассказал Макаренков.
По Москве и области очень много частных аэродромов. Первый и самый крупный частный аэродром "Большое Грызлово", где базируется порядка 80 судов разных типов. Есть все собственное – стоянки, ангары, взлетные полосы, гостиница, авиационно-учебный центр. Аэродром "Коломна" больше ориентирован на парашютную тематику. Есть еще неплохой аэродром "Северка".
Посмотреть фотоленту: В Большом Грызлово прошел Чемпионат Москвы по самолетному спорту >>
"В России большие пространства и надо летать. Сейчас малая авиация становится все более популярна. Доступность для того, чтобы летать на своих частных самолетах, присутствует. Надеюсь, сознание людей поменяется, что есть не только гражданская, но и частная авиация", — сказал Сергей Охапкин, руководитель направления проектов "Финам Аэро" (Аэродром "Финам Большое Грызлово").
В погоне за гольфистом Кафельниковым: бить надо тоже умеючи
В российском обществе бытует точка зрения о гольфе как о виде спорта, недоступном для подавляющего большинства населения страны. Действительно, в Москве и области есть закрытые элитные клубы, где членство стоит такого количества денег, какое многие не видели даже во сне. Но, как и во всех странах, есть и муниципальные, открытые для всех желающих поля – например, учебно-тренировочный гольф-комплекс в Крылатском, поле в Капотне или гольф-клуб в Куркино, где совсем не нужно обладать толстым кошельком, чтобы попробовать поиграть в гольф. И при желании продолжить обучение, чтобы, чем черт не шутит, повторить достижение знаменитого теннисиста Евгения Кафельникова, который впервые взял клюшку в руки в 19 лет, а неделю назад в 37-летнем возрасте стал чемпионом России.
Слово "обучение" здесь ключевое – потому что гольф является технически сложной игрой, которую невозможно освоить без тренера. Если кто-то не хочет тратить деньги на коуча из принципа, то в его отношении со 100-процентной вероятностью сработает принцип "скупой платит дважды" – усвоить неправильную технику, а потом переучиваться выйдет намного дороже. Записаться на урок к тренеру очень просто – достаточно позвонить на ресепшн и изъявить такое желание. В каждом клубе имеются head pro (главный тренер) и его помощники, цена часового урока, как правило, не зависит от того, к кому вас запишут, и варьируется в разных клубах от 2000 до 3000 рублей за час. Клюшки и мячи входят в стоимость занятия. В некоторых клубах предоставляют скидки, если вы сразу запишетесь на полные курсы обучения гольфу (от 8 до 10 уроков). По итогам курсов вы сдадите тест на владение техникой гольфа, знание правил и этикета этой игры, после чего получите "зеленую карту" — регистрационную карточку Ассоциации гольфа России, которая станет пропуском на поля всего мира.
Если вы все-таки решили сэкономить на тренере и заняться самообучением, то никто этого, конечно, не запретит. На драйвинг-рейндж (тренировочное поле) в любом клубе пускают всех. Можно заплатить за целый день тренировки (700-900 рублей), придя в клуб либо со своими клюшками, либо взяв их в аренду (100-200 рублей за одну клюшку, весь набор из 14 клюшек обычно с заметной скидкой), и пулять мячи либо с помоста, либо из песчаного бункера, либо закатывать их в лунки на тренировочном паттинг-грине в свое удовольствие. Мячи в этом случае входят в стоимость тренировочного дня, их можно брать в неограниченном количестве. Другой вариант – взять корзину мячей (150-200 рублей) и играть до тех пор, пока они не закончатся.
Помеха – не дискриминация
Важный момент для всех, кто заинтересуется гольфом: на главное, игровое, поле ни в одном клубе мира просто так не пустят. Чтобы пустили, надо показать на ресепшн ту самую регистрационную карту Ассоциации гольфа России, которая доказывает то, что вы владеете техникой, знаете правила и этикет гольфа, и у вас есть так называемый гандикап (показатель мастерства гольфиста-любителя, аналог спортивного разряда). Впрочем, на некоторых гольф-полях могут пустить и без такой карты – просто попросят сделать несколько ударов на тренировочном рейндже, чтобы показать умение бить клюшкой по мячу. Надо понимать, что это никакая не дискриминация – дело в том, что человек, не умеющий играть, становится на поле помехой для остальных игроков – да и сам не получает никакого удовольствия, ковыряя клюшкой землю и пытаясь попасть по мячу.
Для тех же, кто уже научился играть в гольф, отметим, что почти на все без исключения московские и подмосковные поля как муниципальные, так и частные, игроков с "гандикапной" картой, либо по предъявлению навыков игры в гольф, пускают, только вот раунд игры стоит разных денег. В Крылатском, Куркино и в Капотне – дешевле всего (от 1000 до 3000 рублей, в зависимости от времени суток и того, будний или выходной это день), поле в Пирогово и московский городской клуб на улице Довженко, скорее, относится к средней ценовой категории (от 3000 до 6500 рублей, в зависимости от количества лунок и дня) – а игра в остальных клубах обойдется подороже.
Чайник в лодке
Людям со средним достатком, которым к тому же повезло не страдать морской болезнью, Москва готова предложить такой вид досуга, как парусный спорт. Даруемые этим времяпрепровождением знания в перспективе открывают перед человеком безграничные возможности. Ведь планета, на которой он живет, как известно, более чем на 70 процентов покрыта водой.
Прежде чем решиться заняться парусным спортом, первым делом необходимо выкинуть из головы картинки о роскошных яхтах, которыми усеяно морское побережье Монако, об отважно преодолевающих шторм на многомиллионных судах экипажах кругосветных регат и т.д. К делу всегда лучше всего подходить обстоятельно и разумно. Парусный спорт исключением не является.
Впервые гоняться наперегонки на яхтах начали в Нидерландах, откуда эта забава после распространилась по всему миру, не обойдя стороной и наши просторы. Разумеется, нашла она своих поклонников и в столичном регионе, который, несмотря на не самое лучшее с позиции моряка географическое положение, все же дарует право местному населению использовать суда различного тоннажа. В основном любители надводного хода собираются на водохранилищах, расположенных неподалеку от закольцевавшей Москву дороги. Отъехав на 15 километров на север от МКАДа, можно отыскать различные яхт-клубы в районе таких населенных пунктов как Клязьма и Пирогово, которые, в свою очередь, созвучны с названиями близлежащих водных пространств.
Как уже было отмечено, прежде чем дорваться до управления надводным средством передвижения, исключая лодки и катамараны, придется немного потерпеть, поскольку разрешение на это имеют только обученные люди. Необходимо знать, что взять штурвал или руль в руки может позволить себе только человек со специальным документом (желательно, подкрепленным знаниями), удостоверяющим его пригодность к управлению надводными судами. Сводки новостей за последние несколько лет свидетельствуют, что ни один летний сезон в московском регионе не обходится без трагических случаев с участием различного рода надводного транспорта. Конечно, по большей части, речь идет о самоходных средствах, да и виновниками трагедий обычно становятся купающиеся, однако меры предостережения необходимы всегда. Тем более, что управление яхтой без должных навыков управления чревато печальными последствиями для самого рулевого. А также пассажиров, которые решились составить ему компанию.
Куда пойти за необходимыми знаниями – решает каждый для себя сам. Однако директор по связям с общественностью Всероссийской федерации парусного спорта (ВФПС) Алексей Жиров советует не рисковать и выбрать проверенные места. "Не бросаться в первые попавшиеся школы, а зайти на сайт ВФПС в раздел "школы" и посмотреть аккредитованные учреждения. Это гарантия качества, которая защитит вас от обмана. Вы получите не просто корочку, а настоящие знания, которые помогут вам в будущем", – рекомендует он.
По московским меркам обучение обойдется вам в умеренную сумму. По словам того же Жирова, "стоимость занятия в школах колеблется от 15 до 20 тысяч рублей". В эту сумму входят до 60 часов теоретического курса, за время которого вас познакомят с тем, как управляться со шкотами, вязать морские узлы, понимать основы гидро- и аэродинамики. Все это при желании позволит в будущем стать капитаном собственного или взятого в прокат судна.
"В Москве много яхт-клубов, которые дают свои лодки напрокат. Если документ на право управлять парусной лодкой уже имеется, то стоимость проката колеблется от 1,5 до 3 тысяч в час. В противном случае вам придется нанять инструктора, что потребует дополнительных вложений", – пояснил директор по связям с общественностью ВФПС.
Молодым везде дорога… даже на воде
Однако горечь от затраченных денег с лихвой окупят радостные эмоции от участия в соревнованиях. В Москве можно найти соперников любого уровня. Так, в эти выходные в столице пройдет турнир под названием "Кубок "чайников"". Название турнира говорит само за себя.
Так что, несмотря на кажущуюся с первого взгляда элитность этого вида спорта, на своем уровне он является вполне себе доступным. Да и будь иначе, вряд ли он был бы включен в программу Олимпийских игр. Так что не исключено, что начав заниматься этим увлекательным спортом, со временем вы сумеет достичь больших высот и в сражении профессионалов. Возраст тому не помеха.
А еще больше шансов добиться успеха в паруснром спорте у детей, которым Москва предлагает широкие возможности, в том числе, бесплатные. Затраты могут составить лишь аренда лодки и недорогая экипировка, что в сумме обойдется не больше шести тысяч рублей в месяц.
"Нужно будет приготовить 5 тыс. рублей в месяц, которые пойдут на использование лодок, обеспечение детей средствами спасения, таких как спасжилет и использование сопровождающего катера – пояснил Жиров. – Еще нужно будет шорты и майку, что может обойтись еще в 1000 рублей. И технические перчатки".
Сейчас полным ходом идет набор в школу ВФПС, которая начала работать в Москве на базе ЦСК ВМФ (м.Войковская). Поднять паруса, и в путь!
Высокое положение в седле
В последнее время все большую популярность среди российской элиты приобретает конное поло. Это командная игра, в которой спортсмены верхом на лошадях специальной клюшкой пытаются загнать мяч в ворота.
Это один из древнейших видов спорта. Играли в конное поло еще в Персии в VI веке. В Европу игра попала благодаря англичанам, колонизировавшим Индию.
"Сейчас во многих странах конное поло достаточно популярно. В России в него играли даже до революции, сейчас снова стали возрождать игру", — рассказывает президент Московского поло-клуба Алексис Родзянко.
По серьезному возрождают конное поло в России только с 2003 года, но уже сейчас турниры проходят регулярно. Правда, для того, чтобы принять участие в таких соревнованиях одного желания мало, нужны серьезные денежные вложения. Скажем, для того, чтобы стать членом Московского конного клуба, надо заплатить 250 тысяч рублей. Это только вступительный взнос, за один игровой сезон (пять месяцев) клубу надо выложить 600 тысяч.
Такая кругленькая сумма получается, прежде всего, из-за того, что в поло нельзя играть на любой лошади. Для этого вида спорта требуется особый род парнокопытных – поло-пони. Спортсмены отмечают: лошадь по праву можно называть вторым игроком. Кстати, и мяч, забитый конем, тоже засчитывается и называется "пони-гол".
"В поло можно наносить удар только с одной стороны лошади, так некоторые самые опытные кони даже поворачиваются в нужную сторону", — рассказывает Родзянко.
Авторы: Артем Кузнецов, Андрей Симоненко, Алена Шилова, Александра Владимирова, Ольга Теселько