В июне 1990 года в Дублине на встрече лидеров Европейского совета премьер министр Нидерландов выступил с предложением о создании Европейского энергетического сообщества.
17 декабря 1991 года в Гааге была подписана Европейская Энергетическая хартия. Хартия создавалась как механизм сотрудничества между Западной и Восточной Европой по энергетическим вопросам. В последние годы Энергетическая хартия расширяет географию своей работы и охватывает более широкое "Евроазиатское измерение".
На сегодняшний день Хартию подписали более 60 государств Евразии, в том числе все страны бывшие республики бывшего Советского Союза, а также Австралия.
Согласно Европейской Энергетической хартии, стороны, подписавшие документ, стремятся на приемлемой с экономической точки зрения основе повысить надежность энергоснабжения и в максимальной степени обеспечить эффективность производства, преобразования, транспортировки, распределения и использования энергии с тем, чтобы повышать уровень безопасности и сводить к минимуму проблемы окружающей среды. В рамках государственного суверенитета и суверенных прав на энергетические ресурсы и в духе политического и экономического сотрудничества они обязуются содействовать развитию эффективного энергетического рынка во всей Европе и лучше функционирующего глобального рынка, в обоих случаях на основе принципа недискриминации и ориентированного на рынок ценообразования, учитывая должным образом озабоченность в области окружающей среды.
Стороны, подписавшие документ, обязуются стремиться к созданию более широкого европейского энергетического рынка и повышению эффективности функционирования глобального энергетического рынка совместными или скоординированными действиями в соответствии с Хартией в следующих областях: доступ к энергетическим ресурсам и их разработке; доступ к рынкам; либерализация торговли в области энергетики; стимулирование и защита инвестиций; принципы и ориентиры в области техники безопасности; научные исследования, технологические разработки, нововведения и их распространение; энергетическая эффективность и охрана окружающей среды; образование и обучение.
Предпринимая эти совместные или скоординированные действия, они обязуются поощрять частную инициативу, полностью использовать потенциальные возможности предприятий, учреждений и всех имеющихся источников финансирования, а также способствовать сотрудничеству между такими предприятиями или учреждениями разных стран, действуя на основе рыночных принципов.
17 декабря 1994 года были подписаны Договор к Энергетической хартии (ДЭХ) и Протокол к ней по вопросам энергетической эффективности и соответствующим экологическим аспектам. Подписанные документы вступили в силу в апреле 1998 года.
ДЭХ является межправительственным соглашением по сотрудничеству в области энергетики. На 2006 год к договору присоединилось 51 государство Европы и Азии, 17 стран и 10 международных организаций имеют статус наблюдателя. Договор к Хартии устанавливает многостороннюю систему правил, регулирующих сотрудничество в энергетике, существующее в рамках международного права. Положения Договора сосредоточены на пяти основных направлениях: защите и поощрении иностранных инвестиций в энергетику; свободной торговле энергетическими материалами; свободе энергетического транзита по трубопроводам и сетям; сокращении неблагоприятного воздействия энергетического цикла на окружающую среду; механизмах разрешения споров между государствами или между инвестором и государством.
Договором от 1994 года была учреждена Конференция по Энергетической хартии межправительственная организация, которая является руководящим органом процесса Энергетической хартии. Все государства, подписавшие Договор или присоединившиеся к нему, являются членами Конференции, которая на регулярной основе проводит сессии обычно два раза в год – для обсуждения политических вопросов, влияющих на энергетическое сотрудничество между участниками Договора. Конференцию по Энергетической хартии обслуживает постоянный Секретариат со штаб квартирой в Брюсселе.
Россия в 1994 году подписала Энергетическую хартию, но отказалась ее ратифицировать.
В июле 2006 года президент РФ Владимир Путин выразил мнение, что Энергетическая хартия содержит явные внутренние противоречия. По мнению Путина, пока выгоды от ратификации Энергетической хартии для России не вполне ясны. "Энергетическая хартия подразумевает взаимный допуск к инфраструктуре добычи энергоресурсов и инфраструктуре транспорта. Естественно, мы можем допустить наших партнеров и к добыче, и к транспорту. Они то нас куда пустят? Где у них добыча, где инфраструктура транспорта? У наших партнеров магистральных трубопроводов просто нет", - отметил В.Путин. "Мы не против работать на этих принципах, но нам надо понять, что мы можем получить взамен", – подчеркнул он, добавив, что Россия по прежнему сталкивается со значительными ограничениями на трансферты высоких технологий.
В марте 2006 года председатель комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев заявил, что Россия не должна ратифицировать энергетическую хартию: "Энергетическая хартия принималась в те времена, когда Россия была слаба и не могла отстаивать свои позиции. Договор к хартии и ряд других прилагающихся к ней документов ущемляют права нашей страны. Хартия не решает вопроса транзита нефти и газа через Босфор, Дарданеллы и Датские проливы; не охватывает вопросы ядерного сотрудничества; предписывает нам торговать на аукционах свободными трубопроводными мощностями".
Как отмечают эксперты, позиция России по отношению к европейской энергетической хартии основана на осознании того, что данная Хартия в максимальной степени удовлетворяет потребностям стран нетто-импортеров энергоресурсов, и ни в малейшей степени не защищает интересы стран нетто-экспортеров энергоресурсов.
На саммите "Большой восьмерки", в июле 2008 года, президент России Дмитрий Медведев призвал лидеров "восьмерки" подумать над новыми документами в области энергетического диалога. "Мы подчеркнули, что те решения, которые "восьмерка" принимала еще в Санкт Петербурге, – когда говорили об энергетической безопасности в мире они являются актуальными. С этим все согласны. Но задача состоит в том, чтобы увязать интересы стран производителей, стран потребителей и транзитных государств", – пояснил Медведев.
В январе 2009 года Президент РФ Дмитрий Медведев отметил на пресс конференции по итогам московского Саммита стран - потребителей российского газа: "Существующие международные документы нас не вполне удовлетворяют".