Не первый год ведутся дискуссии, чтобы сделать экономику обязательным школьным предметом. Однако в рамках нового стандарта для старшей школы она остается предметом по выбору. Зачем в школе нужна экономика, как заинтересовать ею школьников, рассуждает заведующая кафедрой микроэкономики Финансового университета при правительстве РФ Наталья Думная.
- Наталья Николаевна, какие задачи решает преподавание экономики как отдельного предмета в школе?
- Современный россиянин живет в мире рыночной экономики. Полезно иметь представление об особенностях ее функционирования. Новый стандарт для старшей школы предполагает обязательное изучение основ безопасности жизнедеятельности. Экономика прямо связана, в том числе, с безопасностью человека - ведь невыгодный кредит может стать источником серьезных неприятностей.
Курс экономики в школе выполняет и функцию профориентации. В экономических вузах у нас учатся многие, при этом хороших специалистов мало. Дело в том, что экономист - это и математик, и статистик, и историк, и философ одновременно. Если кто-то в процессе изучения экономики в школе поймет это, поймет методы экономики, школьный экономический курс может дать направление для профессионального развития на всю жизнь.
Мне жаль, что сейчас экономика не только не является обязательным школьным предметом, но вдобавок часто вытесняется курсом обществознания, по которому сдается ЕГЭ. Хотя работа над совершенствованием этого предмета идет, обществознание не дает должного представления об экономической науке и функционировании рыночной экономики. Финансовая грамотность населения остается низкой - многие не умеют даже вести семейный бюджет. Поэтому я активный сторонник «экономического ликбеза» для всех. Но в школах говорят, что учебных часов на обязательную экономику не хватает...
- Новый стандарт предполагает изучение экономики на углубленном уровне - и базовом (чаще всего экономику на базовом уровне изучают в рамках курса обществознания). Чем должно отличаться преподавание в том и в другом случае?
- Степенью сложности подачи материала. Углубленный уровень рассчитан большей частью на ребят, уже «захваченных» экономикой и теперь готовящихся к дальнейшему обучению в вузе. Базовый подойдет и тем, кто просто хочет повысить свою финансовую грамотность, и тем, кто подумывает стать экономистом, но еще не решил окончательно.
Набор тем для ознакомления с принципами работы рыночной экономики давно сложился: спрос и предложение, поведение потребителя, фирмы, государство, конкуренция и прочее. Но любое явление экономика может описать словами, а может - на языке графиков и формул. На базовом уровне не стоит перегружать детей математикой. Поменьше формул и графиков, а если использовать их - то самые простые, строго в пределах школьной математики. На углубленном уровне математизация объяснений должна быть более сложной.
- Как сделать школьный курс экономики максимально практичным?
- Прежде всего, следует почаще обращаться к российским реалиям. Первые российские учебники по экономике часто грешили тем, что рассказывали о каких-то абстракциях. Это понятно - российский опыт функционирования в условиях рыночной экономики был невелик. Но сейчас ситуация изменилась. Так, являясь соредактором и составителем учебника по экономике для 10-11 классов, я специально уделила внимание российскому опыту. В разделе о государстве и государственных финансах описала структуру доходов и расходов бюджета России, а в качестве заданий для самостоятельной работы предложила ребятам рассказать, какие налоги платит их семья, какие льготы члены их семьи получают, что им известно о программах для молодежи и школьников, финансируемых из федерального и местного бюджетов.
- Еще один способ приблизить курс экономики к жизни - деловые игры и кейсы. Допустим, изучают школьники издержки - полезно предложить им элементарно посчитать разные виды издержек и прибыль.
- В связи с проблемой учебника - как сделать его интересным для школьников?
- Нужно учитывать особенности восприятия современных школьников. Им трудно читать длинные тексты, они не умеют подолгу держать внимание на одном и том же, а напротив, привыкли к быстрым сменам темы, ярким образам, коротким фразам. Значит, учебники следует разрабатывать в соответствии с этими факторами. Не стоит пренебрегать внешним оформлением материала - побольше врезок, перечней, картинок. Преподавателям нужно придумывать разные формы работы, в том числе интерактивные и с использованием компьютерной техники и графики. Главное правило - преподавание экономики не должно быть скучным.
Материал подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости