В Москве продолжается пилотный проект по развитию общего образования - в нем участвуют 983 школы из 1500. Все они получают финансирование по нормативу на одного ребенка, которое раньше было только у элитных лицеев и гимназий (на старшеклассника - 123 тысячи рублей в год). Как контролирует изменения родительская общественность и в чем может заключаться помощь родителей школе, в интервью РИА Новости рассказывает член наблюдательного совета за ходом реализации пилотного проекта по развитию общего образования в Москве Людмила Мясникова.
- Людмила Александровна, каким образом родители осуществляют контроль за пилотным проектом?
- Когда проект стартовал, никто не знал, чего от него ожидать. Я помню лица директоров школ, с которыми мы общались, - у многих в глазах читалось недоумение, едва ли не испуг. И мы посещали разные школы, общались с директорами, членами управляющих советов, бухгалтерами. Было важно убедиться, что учителя не станут получать меньше, - мы сравнивали зарплаты буквально каждого учителя по месяцам в текущем и прошлом году, чтобы никто не потерял в деньгах. Тогда мы даже не ожидали, что зарплата в школах, участвующих в проекте, значительно вырастет. И сейчас анализируем ситуацию в школах, оцениваем изменения. Я в последние месяцы курирую несколько школ.
- Для вас вся эта деятельность - общественная работа. В чем состоит ваша личная заинтересованность? Как получилось, что вы стали членом совета наряду с другими родителями?
- Сначала один ребенок пошел в школу, потом второй, я работала в родительских комитетах, стала председателем совета родительской общественности Восточного округа Москвы. Сейчас столько нового происходит в сфере образовании, что не хочется оставаться в стороне - перемены должны быть на пользу.
- Как изменилась за последние годы роль родителей в жизни школы? Действительно ли становится больше активных родителей, готовых не только критиковать, но и помогать школе?
- Конечно, больше. По сравнению с тем, что было раньше, это просто другие родители.
Еще 10 лет назад многие родители тоже были заинтересованы в том, чтобы дать своим детям хорошее образование, - были готовы даже платить за него, отправляли детей учиться за границу, - но были совершенно не готовы к тому, чтобы тратить свое личное время. На родительских собраниях привычной была позиция: я работаю, у меня нет времени, скажите, сколько надо сдать денег - я сдам и пойду.
Сейчас у московских школ, участвующих в пилотном проекте, хорошее финансирование - материальная помощь со стороны родителей им, скорее всего, не требуется. Гораздо важнее их личное участие в жизни школы, в том числе и в распределении финансовых средств - например, стимулирующих выплат учителям, контроля за ремонтом и прочее. И родители гораздо больше интересуются тем, что происходит в школе, что может и хочет их ребенок - ведь он раскрывается именно в школе.
- А в чем причины таких перемен? Просто это другое поколение родителей?
- Мне кажется, это связано еще и с тем, что меняется сама школа. Когда училась я или мои родители, все было довольно стабильно, спокойно, шло по накатанной колее. А сейчас, когда столько нового, многие волнуются, как бы чего плохого не вышло - позади не самые простые 1990-е. Больше всего нас "растормошил", конечно, ЕГЭ - до сих пор у многих родителей отрицательное к нему отношение. Но одновременно многие поняли: надо как-то действовать, влиять, не оставаться в стороне. Показательна в этом смысле история с проектом стандартов для старшей школы - сколько шуму тогда было, хотя многие даже толком не разобрались, не вникли, что именно предлагается.
- Как правильно организовать родительскую помощь школе? Не будут ли вмешиваться чиновники? Стоит ли "держать в разумных границах" родительское участие?
- Чиновники вообще не должны вмешиваться в жизнь школы - главное, чтобы условия, принципы работы системы образования позволяли родителям помогать школе и влиять на процессы, которые там происходят. Например, идет ремонт, директору нужен грамотный совет специалиста по строительству, сметчика. Среди родителей наверняка найдется такой специалист - почему бы не обратиться к нему? Это не займет много времени, смету можно переслать по электронной почте, пообщаться по телефону.
Чтобы помочь школе, родителям необязательно сидеть по нескольку часов на собраниях и заседаниях. В школе 11 классов, в каждом из них - по две-три параллели, а то и больше - это несколько сотен родителей, среди которых самые разные специалисты: экономисты, юристы, медики... И если по мере возможности они будут помогать, школа при решении всех вопросов будет на высоте.
Что касается границ участия, то они необходимы. Прежде всего, родители должны вести себя корректно. Они могут советовать, помогать школе словом и делом, но последнее слово должно оставаться за школой, директором. Каждый все-таки должен заниматься своим делом.
Материал подготовила Елена Кузнецова (НИУ ВШЭ) специально для РИА Новости