Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить

Адамский: модернизация образования невозможна без оценки его качества

Уроки в школах, работающих по новому федеральному госстандарту начальной школы
Зачисление в вузы на основании лишь ЕГЭ и олимпиад - некорректно, поскольку в тени остаются слишком многие важные моменты. Предложениями по разрешению ситуации в интервью РИА Новости делится научный руководитель Института проблем образовательной политики "Эврика" Александр Адамский.

Зарплата учителей в соответствии с результатами, достигнутыми учащимися, предполагает наличие прозрачной и автоматизированной системы оценки этих результатов. Такой системы нет, тогда как для финансирование образовательной услуги необходим расчет стоимости условий качественного образования. Зачисление в вузы на основании лишь ЕГЭ и олимпиад -  некорректно, поскольку в тени остаются слишком многие важные моменты. Предложениями по разрешению ситуации в интервью РИА Новости делится научный руководитель Института проблем образовательной политики "Эврика" Александр Адамский.

- Александр Изотович, можно ли считать показателями качества школьного образования исключительно ЕГЭ и олимпиады?

- У нас фактически нет адекватной системы оценки ни результатов работы учителей, ни качества образования в целом. ЕГЭ и олимпиады свидетельствуют лишь об учебных достижениях, в то время как новая система оплаты труда учителя предполагает стимулирующие выплаты за весь комплекс результатов педагогической работы. Требуется оценить достижения учащихся, а системы комплексной оценки нет. В итоге при оплате учительского труда возникает искушение распределять стимулирующие выплаты не за достигнутые результаты, а за разработку методических материалов, публикации, заведование кабинетом... Но дело не только в этом, а и в отсутствии достаточной базы для оценки качества образования. Наш институт занимается разработкой системы, которая поможет комплексно оценивать достижения учащихся, а значит - качество образования.

- А что значит оценивать достижения учащихся - комплексно?

- Это значит, что нужно учитывать все те знания, умения, навыки и компетенции, какие школьники получают в школе. Не только учебные, но и достижения в области спорта, творчества, социальной деятельности. Все дети одарены по-разному, и каждый имеет право на то, чтобы получить легальную, официальную оценку своих успехов в любой области.

Сейчас из-за того, что российская школа дает оценку только академическим успехам, зачастую школьники, одаренные в области спорта, творчества или организационных способностей, чувствуют себя ущербными в школе, а отличники - в обществе сверстников. Такая ситуация негативно сказывается на детской социализации. Чтобы школа успешно выполняла социализирующую функцию - а она должна ее выполнять, - нужно, чтобы каждый учащийся мог чувствовать себя успешным хотя бы в чем-то.

- Какой же должна стать новая система оценки достижений учащихся?

- Во-первых, оценка учебных достижений должна стать более индивидуальной, чтобы оценить прогресс каждого из учащихся. И при этом все результаты могут и должны фиксироваться в электронной среде, без бумажной волокиты. Иначе все бессмысленно.

Во-вторых, итоговые достижения по разным видам деятельности учащихся должны быть документально подтверждены. Добился школьник успехов в спорте, в творчестве, в общественной деятельности, в производственной бригаде? Нужно выдать выпускнику соответствующие государственные свидетельства, которые он сможет предъявить приемной комиссии в вузе или при приеме на работу на собеседовании.

В-третьих, у каждого выпускника должна быть возможность предъявить свое резюме в любом месте. Резюме должны учитываться при поступлении в вуз и в других случаях.

Кроме того,  на наш взгляд, целесообразно ввести практику рекомендаций, когда учитель профильной дисциплины, самостоятельно приняв такое решение, рекомендует выпускника в вуз,  и эту рекомендацию обязана учесть приемная комиссия. При этом если данный студент отчисляется с первого курса, доверие к рекомендовавшему резко падает. Я считаю, что надо вернуть учителю право на итоговую оценку выпускника.

- С какими трудностями столкнется внедрение подобной системы оценки качества школьного образования?

- Для ее внедрения надо изменить нормативно-правовую базу. В частности, заменить, наконец, бумажную волокиту работой с электронными ресурсами. Сейчас школа обязана вести бумажный журнал, даже при наличии электронного, в соответствии с правилами 1970-х годов.

Важно и то, чтобы учителя и школьники перестали рассматривать внешние оценки как наказание и начали относиться к ним как к полезной для себя информации.

Материал подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости

Аналитика и комментарии
Обсуждение
1 пользователь оставил 1 комментарий
  • Речь зашла о зарплате... Сейчас рядом со мной преподаватель вуза заполняет "аттестационный лист преподавателя" из 30-ти граф. За степень доктора наук полагается 10 баллов, но есть дополнительная графа "фактический рейтинг", которая позволяет заведующему кафедрой, декану и (про)ректору исправить цифру. В 13-й графе за повышение квалификации полагается 5 баллов без объяснения прошли ли вы переобучение оказания первой медицинской помощи или получили 2-е высшее образование. Подразумевается, что графа"фактический рейтинг" позволит корректно оценить количество баллов, по которым назначается вознаграждение по итогам года. Самое интересное - это последний пункт "дополнительный поощрительный балл заведующего кафедрой - 10 баллов (столько же, сколько и за докторскую степень). Как видим, прозрачность оценки работы преподавателя весьма маленькая, как, впрочем мала и его зарплата, которая по отношению к средней по стране остается самой маленькой в мире.
    Получение же объективной оценки знаний школьника в условиях, когда [b]официально[/b] даже школьная золотая медаль признана ничего не значащим украшением, представляется недостижимой.
    22:33
    09.12.2011

Партнеры





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.