Рейтинг@Mail.ru
Любимов: ФГОС для старшей школы копировал международный бакалавриат - РИА Новости, 18.04.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Любимов: ФГОС для старшей школы копировал международный бакалавриат

© Фото предоставлено ГУ-ВШЭ Заместитель научного руководителя Высшей школы экономики Лев Любимов
Заместитель научного руководителя Высшей школы экономики Лев Любимов
Читать ria.ru в
15 лет назад первые российские школы вступили в Организацию международного бакалавриата — систему международных образовательных стандартов, объединяющую 2500 лучших школ по всему миру. О влиянии международного бакалавриата на российское общее образование в интервью РИА Новости рассказывает заместитель научного руководителя НИУ ВШЭ Лев Любимов.

15 лет назад первые российские школы вступили в Организацию международного бакалавриата — систему международных образовательных стандартов, объединяющую 2500 лучших школ по всему миру. О влиянии международного бакалавриата на российское общее образование в интервью РИА Новости рассказывает заместитель научного руководителя НИУ ВШЭ Лев Любимов. 

- Лев Львович, чем учреждения системы международного бакалавриата (IB) отличаются от обычных школ?

- В их основе лежит деятельностный подход к обучению. Он принципиально отличается от принятого у нас, в советской и российской школе, информационного подхода.

Цель последнего - дать ребенку определенное количество механически запоминаемой информации, даже не знаний. Если некоторое время назад такой подход можно было терпеть, то сейчас, когда получение информации становится вопросом доступа в Интернет, его порочность  стала ясна. Ответ родителей на школьную ситуацию - экстернат, где дети могут сосредоточиться на нескольких (из предлагаемых в школе 19-20 предметов) нужных им для поступления в вузы дисциплинах, сохранив при этом здоровье.

Деятельностный подход ставит целью развитие мышления. Для этого нужно научить человека самостоятельно искать информацию, перерабатывать ее, осваивать, превращая в знания, наполнять смыслом, интерпретациями.

- Как этого достичь?

- Допустим, вместо объяснения, как пользоваться карандашами и рисовать яблоко, предложить детям, уже шестилеткам карандаши, краски, ножницы, бумагу, клей, "яблоки" и другую натуру и попросить самостоятельно сделать что-то на заданную тему. А дальше, то хочет - лепит, кто хочет - рисует, вырезает из цветной бумаги: создает свой проект, учится творить. Потом дети показывают друг другу свои работы, и происходит очень важное: они учатся проходить "сквозь" миры других людей, что-то отбрасывая, присваивая, переконструируя. Происходит обогащение культуры каждого и ее усложнение.

Обмен личным опытом - важная составляющая деятельностного подхода не только для учеников. Учителя работают вместе в постоянно меняющих состав группах по решению десятков проблем, рассказывают об успехах, вместе реализуют проекты. Нечто подобное начинает появляться и в наших обычных школах: так, в одной из гимназий Юго-Восточного округа Москвы по инициативе директора регулярно собираются учителя гуманитарных предметов многих школ. Каждый делится успешным опытом. Пространство взаимодействия – это пространство профессионального возвышения учителей, обогащения их потенциала. 

- Используется ли деятельностный подход современной российской школой?

- Очень редко. Он пользуются признанием во всем мире, за выпускниками школ IB "охотятся" ведущие университеты, и было бы странно не взять что-то из их опыта. Новые федеральные госстандарты для трех ступеней общеобразовательной школы созданы, в том числе, с использованием принципов IB. Это и деятельностный подход в педагогике, и провозглашение приоритета личностного развития.

Проходящий сейчас общественное обсуждение стандарт для старшей школы с изучением предметов на профильном, базовом и интегрированном уровнях, с индивидуальным проектом в значительной мере учитывает последнюю ступень школ IB.

- Как добиться личностного развития, формирования у школьника ценностей и гражданской идентичности не на уровне деклараций?

- Личностное развитие учащихся - основная цель системы IB, и на уровне ценностей наши стандарты довольно близки IB. Наша школа могла бы использовать опыт IB, чтобы сделать "духовное развитие", "гражданскую идентичность" учащихся реальностью. Например, лицей №10 при филиале Вышки в Перми входящий в систему IB дружит с детским домом. Работа начинается с младшего класса - подарили родители первоклашкам на 1 сентября копилку, а те весь год кидали в нее монетки. В конце года дети разбили копилку и вместо того, чтобы купить на нее себе сладкого, купили спортивную форму ребятам из детского дома.

Волонтерская работа для школ IB - нормальная практика. Или не нравилось одному мальчику, как покрашена стена. Ему сказали - предложи, что можно с ней сделать? Через неделю он принес проект.

Только таким образом можно сформировать у человека чувство любви к "месту", к "родному пепелищу", патриотизм. Воспитывать риторикой бессмысленно. Когда дети убирают школьный двор, они иначе относится к тому, куда был вложен их труд. Когда они ездят в походы с ребятами из детдома и между ними складываются дружеские отношения, слово "согражданин" перестает быть пустым звуком и человек уже не может оставаться равнодушным к бедам других.

"Инсталляция" гражданской идентичности во многом зависит от усвоения детьми единства судьбы и истории, культуры. Индивидуальные проекты здесь более чем уместны. А также путешествие ребенка по культурным мирам мировой и русской литературы, народного творчества, музыки, живописи, театра…

Материал подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала