Обязательное тестирование школьников и студентов на наркотики – один из вопросов, который обсуждается в рамках подготовки Стратегии государственной антинаркотической борьбы. Инициативу в интервью РИА Новости комментирует член Общественной палаты, президент фонда «Нет алкоголизму и наркомании», главный врач наркологического диспансера №12 Юго-Западного административного округа города Москвы Олег Зыков.
- Олег Владимирович, оправдано ли обязательное тестирование учащихся на наркотики?
- Нет. Это противозаконно и бессмысленно. У регионов есть право проводить тестирование при добровольной диспансеризации, надо только осознать это право и обсудить процедуру.
- Какой должна быть процедура? И что делать, если результаты теста положительные?
- Комплекс диагностических мероприятий зависит от «продвинутости» территории. В случае необходимости лучше, чтобы мероприятия были не «механического», а смыслового толка, когда с подростками работают психологи.
Главное же – не надо видеть в тестировании панацею при решении проблем наркомании в стране. Какой ребенок пойдет сдавать анализы после того, как употребил наркотики? Он их вообще не сдаст или за него это сделает приятель.
Тестирование нельзя вырывать из серии других антинаркотических мер, а тему употребления наркотиков – из контекста человеческого поведения и выбора. Надо влиять на личный выбор молодых людей.
- Как именно? О вреде наркотиков столько говорят…
- Здесь и кроется ошибка. Нет смысла рассказывать ребенку о вреде чего-либо. Психологически он ощущает себя бессмертным: он не верит в то, что жизнь конечна, и легко экспериментирует со своим здоровьем, пробуя то, что под запретом.
Рассказы о вреде наркотиков – это их скрытая пропаганда: дети слышат только слово «наркотик».
Важно, чтобы профилактика была основана на позитивных ценностях, связанных с самоутверждением личности ребенка в той среде, в какой он находится, и с его уважением к своему выбору.
- Как это определяет, пробует человек наркотики или нет?
- Самоуважение к собственному выбору – это умение говорить «нет», когда тебе навязывают что-то. И ключевая проблема здесь – отношения с родителями. Если с ребенком общаются в режиме «ты маленький и глупый, а я взрослый и умный», пытаются переломить его волю, навязывая свои ценности и идеалы, то у него не формируется уважения к своему выбору - он ведомая личность. И когда он выходит на улицу, ему так же могут приказать, а он исполнит, поскольку уже привык к такой модели отношений.
Уважение к личности ребенка – лучший способ профилактики алкоголизма и наркомании.
И надо помнить, что человеком движет самоутверждение. Ребенок пытается завоевать свое место в социуме через соответствие коммуникационным стандартам общества. Если в окружении ребенка принято пить пиво, он будет его пить, чтобы общаться. Если модно заниматься спортом – займется спортом, и не потому, что ему так уж нужен спорт, а потому что таким образом он социализируется, самоутверждается - это становится нормой его поведения.
В свое время я сформулировал концепцию «позитивного большинства», в которой под «большинством» не имеется в виду количество. «Большинством» для ребенка могут стать родители, если сохранят контакт с ним. «Большинством» может стать молодежная мода, субкультура (эмо, готы) – они могут влиять как позитивно, так и негативно. И наша задача – закладывать в «большинство» позитивные социализирующие идеи. Только тогда мы начинам говорить на том языке, какой дети воспринимают.
- А как бы вы вообще оценили проблему подростковой наркомании? Можно ли действительно говорить о том, что ситуация ухудшается?
- Я не рассматриваю эту проблему как самостоятельную – это симптом проблемы неблагополучия детей. А с благополучием стало хуже.
- Несмотря на то, что уровень жизни – по крайней мере, до кризиса – повышался, и благополучных семей должно было стать больше?
- В том-то и дело. Я работаю в детском наркологическом центре, и основная часть наших пациентов – дети из финансово благополучных семей. Деньги – это еще не признак гармоничных отношений в семье. Люди часто достигают финансовых высот в ущерб отношениям с ближними, в первую очередь детьми. Дети страдают, и в результате становятся алкоголиками и наркоманами.
- А можно уже сегодня что-то менять хотя бы в школах, чтобы решать проблему?
- Можно. В некоторых российских школах уже стали развиваться службы примирения. Конфликты, переживания, проблемы в нашей жизни неизбежны, они сопровождают любые отношения. И они могут быть пагубными, когда проблема не решается, человек озлобляется и уходит от ее решения, выбирая алкоголь, наркотики. А могут быть и ресурсными, когда конфликты разбирают, выясняется, кто прав, кто виноват и как не повторить ошибок – все это технологии примирения. И, на мой взгляд, важно развивать их в образовательной среде, чтобы дети в школах учились преодолевать конфликты.
Материал подготовила Елена Кузнецова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости