Рейтинг@Mail.ru
Александр Гольдин: школа должна помочь ребенку выбрать профессию - РИА Новости, 08.02.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Александр Гольдин: школа должна помочь ребенку выбрать профессию

© Фото : Предоставлено ГУ-ВШЭУчитель математики специализированного учебно-научного центра Уральского государственного университета Александр Гольдин
Учитель математики специализированного учебно-научного центра Уральского государственного университета Александр Гольдин
Читать ria.ru в
Дзен

Подавая результаты ЕГЭ сразу в несколько вузов разного профиля, выпускники школ демонстрируют слабую профориентацию. Какая образовательная система может помочь им лучше раскрыть способности и правильно выбрать будущую профессию? Насколько результативна при этом система, применяемая в парк-школе, где ребенок сам выбирает, что и как ему изучать, в интервью РИА Новости рассказал учитель математики специализированного учебно-научного центра Уральского государственного университета Александр Гольдин.

– Александр Миронович, что такое парк-школа и в чем ее образовательно-воспитательный смысл?

– Парк-школа - это совокупность открытых студий – математики, искусства, химии, биологии, любых других. Идея создать благоприятную среду для развития детских знаний  принадлежит известному российскому педагогу, научному сотруднику МГУ Милославу Балабану.

Привычное деление на классы в парк-школе отсутствует – дети разного возраста учатся вместе, и для них нет стандартной учебной программы – действует принцип совместного проектирования личных образовательных траекторий.

– Как проходит урок?

– Учитель не готовится к уроку заранее в традиционном смысле. Основная его работа – на занятии и после него: анализируются учебные достижения каждого из детей, намечаются возможные точки роста. Дети работают как фронтально, так и малыми группами, в парах; младшие задают вопросы старшим - иногда такие, которые заставляют тех крепко задуматься, увидеть предмет иначе.

Эффективен здесь прием «сквозной темы». Скажем, вся студия математики работает над уравнениями: младшие изучают линейные, дети постарше – квадратные, совсем старшие – трансцендентные; каждый работает на своем уровне, но в тесном контакте с другими.

Ежедневно у наших детей было по три двухчасовых занятия, на каждом они могли выбирать для работы любую студию.

– Были ли случаи, когда ребенок посещал лишь одну студию? И насколько эффективно студийное обучение?

– Да, был случай: в начале учебного года мальчик посещал студию физкультуры 12 часов в неделю. Как-то из любопытства он забрел на математику – моя профессиональная задача состояла в том, чтобы удержать его. Мы с ребятами сумели вовлечь его в работу, и он стал заниматься математикой довольно успешно.

Не надо думать, будто ребенок без нашего давления не способен учиться. От природы он любознателен, учитывает жизненные реалии, при этом у него есть возможность выстроить собственную образовательную траекторию именно ему подходящим способом – с нашей, конечно, помощью. А если мы все 11 лет за него все решаем, то и получаем в итоге инфантильных выпускников, не готовых ни к выбору профессии, ни к жизни вообще.

При оценке эффективности образования все зависит от целей, какие мы ставим. Экспертные комиссии не раз сравнивали наших детей с контрольной группой из той же школы, и оказалось: «парк-школьники» имеют стандартные знания как минимум не худшие, чем у обучавшихся по классно-урочной системе. Но более ценны другие результаты: здоровье детей, темпы развития их интеллекта, учебная компетентность, самостоятельность – у нас они оказались выше.

– В 90-е годы парк-школа виделась школой будущего, но сейчас о ней мало известно…

- В силу уникальности разработки парк-школа получила статус федеральной экспериментальной площадки, и система не могла не пустить корни: сходным образом строится работа с детьми в екатеринбургской школе-лаборатории вероятностного образования, школе № 2 Великих Лук, в Усть-Илимском экспериментальном лицее.

Во многих развитых странах уже давно работают по этим принципам: близка по духу студийной система образования Дании, прямые аналоги парк-школы – Саммерхилл-скул в Шотландии, сеть школ «Садбери Велли» более чем в 20 странах мира.

При этом парк-школы как цельного официального проекта в настоящее время нет. Формально его программа к 2003 году была выполнена, и в это же время интерес властей, особенно муниципальных, к авторским школам стал угасать. Работать в сфере общего образования без серьезной поддержки практически невозможно, тем более после введения системы ЕГЭ – он сейчас опосредует все содержание образования. И, на мой взгляд, не лучшим образом.

– Сохранился ли интерес к парк-школе и применимы ли ее элементы в современном образовании?

– Учителя и родители из разных городов до сих пор задают мне вопросы на педагогических форумах; школы делятся опытом по применению принципов «парковой» системы. На принципах свободного выбора, личной ответственности и индивидуальных образовательных траекторий основана и развивается вся система дополнительного образования.

Если мы хотим, чтобы дети уверенно выбирали себе профессию, тогда крайне важно запустить процесс саморазвития школы. Одним из его пусковых механизмов могла бы стать отмена вкладышей в аттестаты с отметками, как без отметок обходилась парк-школа, воспитывая у детей интерес к знаниям. А если без силового отметочного воздействия дети перестанут учиться, то это нестрашно и даже неплохо: придется искать более эффективные способы мотивации, и как раз это и позволит реально модернизировать систему образования.

Материал подготовила Мария Салтыкова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала