МОСКВА, 2 авг — РИА Новости, Алексей Захаров. Государственная компания "Автодор" разработала стратегию развития сети скоростных автодорог России до 2030 года. Документ может быть одобрен до конца года. Вероятно, в нем будут изменения, но уже понятно, что скоростные автомагистрали, часть участков которых будет работать на платной основе, появятся в ряде регионов Урала и Сибири.
Стратегия 2030
ГК "Автодор", которая в настоящее время управляет трассами М1 "Беларусь", М3 "Украина", М4 "Дон", новой дорогой М11 "Москва – Санкт-Петербург", а также является исполнителем проекта Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) в Московской области, планирует к 2030 году увеличить протяженность сети скоростных автодорог до 20 тыс. км с 5 тыс. км в настоящее время. Инвестиции в новые магистрали могут достигнуть 7 трлн рублей в основном за счет федеральных средств, следует из текста стратегии, которая есть в распоряжении РИА Новости.
Кроме того, после 2030 года новые скоростные трассы могут появиться между Пермью и Томском (через Ханты-Мансийск) и до Владивостока через Кемерово, Красноярск, Иркутск, Читу. Планируется, что новые автодороги будут проходить в обход населенных пунктов, а в год будет сдаваться от 1 тыс. до 1,5 тыс. км против 200-350 км в настоящее время.
Сеть автомагистралей категорий IА и IБ (130 км в час и 110 км в час соответственно) составляет всего около 0,3% от всех российских дорог. Например, в Испании эта доля — почти 10%, США —4%, Китае – 2,2%, Германии – 2%.
Представитель "Автодора" пояснил РИА Новости, что компания не комментирует программу до ее финального утверждения. Компания рассчитывает, что новая стратегия поможет решить несколько задач: повысить связанность территорий страны, децентрализовать межрегиональные связи, обеспечить поступление инвестиций в регионы, снизать транспортные издержки, увеличить скорость перевозок пассажиров и грузов. Разработчики документа подсчитали, что социально-экономический эффект от сети новых автодорог до 2040 года может достигнуть почти 30 трлн рублей.
Директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин рассказал, что стратегия "Автодора" готовилась несколько лет, а в ее разработке принял участие круг экспертов – все стороны пришли к соглашению о новой сетке автодорог.
Он отмечает, что реализация документа зависит от экономической ситуации в России, а объем инвестиций эксперт считает разумным.
"В России в настоящее время действует схема автодорог в виде звездочки от 1912 года. Сетки автодорог в России нет, но она очень нужна. В течение ближайших 10 лет проблема платных или бесплатных дорог уйдет в историю. Весь мир перейдет на оплату пройденных километров с помощью электронных гаджетов", — сказал Блинкин РИА Новости. Также он напомнил о проблеме выкупа земель для строительства новых автодорог.
Автоэксперт Игорь Моржаретто также подтвердил, что стратегия разрабатывалась давно, но пока еще не утверждена. Планируется, что экспертный совет при правительстве РФ рассмотрит документ в сентябре.
"Только такая схема государственно-частного партнерства позволит развиваться экономике страны. Например, в Европе автомобиль с грузом проходит в сутки около 800 км, в США – 1100 км, в России в среднем 250-300 км. Новая сеть автодорог строится в основном для продвижения грузов и транзитных пассажиров", — сказал он РИА Новости, напомнив, что платные дороги в нашей стране могут вводиться, только если существует бесплатная альтернатива для проезда.
Сегодня за деньги
Платный участок действует и на трассе на обходе Одинцово. Проезд по нему обойдется в 250 рублей днем для легкового автомобиля. Ранее Минтранс планировал инициировать введение штрафа в 5 тыс. рублей за проезд по платным трассам без оплаты.