МОСКВА, 25 июл. Наталья Дембинская, обозреватель МИА "Россия сегодня". Еще в мае президенту представили три разных варианта выхода российской экономики из кризиса. Авторы концепций — глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев, экс-министр финансов Алексей Кудрин и члены Столыпинского клуба.
С тех пор наблюдатели гадают, какой путь спасения экономики выберет президент. Эксперты ставили на Кудрина и Улюкаева. Но борьба идей обостряется, и теперь — новый поворот: среднесрочная программа президента "Стратегия роста" может быть сформирована на основе доклада Столыпинского клуба. Российский лидер согласился с тем, что программу "столыпинцев" с этой целью нужно доработать. Об этом пишет 25 июля газета "Ведомости", ссылаясь, в частности, на информацию от члена Столыпинского клуба, бизнес-омбудсмена Бориса Титова.
Как утверждает газета, доработкой займется межведомственная группа в правительстве, собранная для обсуждения доклада. Программу должны представить президиуму Экономического совета при президенте не позднее IV квартала этого года.
Включить печатный станок
Члены Столыпинского клуба уверены: Россия вполне может выйти на темпы экономического роста 5-7% в год, но для этого нужно включить печатный станок. "Рыночники-реалисты" хотят призвать ЦБ к реализации политики "количественного смягчения", то есть вливания денег в экономику для стимулирования роста.
По мнению "столыпинцев", именно "накачка" экономики госденьгами — и из бюджета, и путем дополнительной эмиссии — должна стать главным инструментом для наращивания инвестиций. Предполагается, что Центробанк должен напечатать 1,5 трлн рублей. Но при этом государственные инвестиций должны направляться на приоритетные отрасли.
Глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин предлагает другой вариант: инвестиции должны быть частными. А условия для них должны создавать реформы, низкая инфляция и небольшой дефицит бюджета.
Антисоциальные меры
В середине июня на Петербургском экономическом форуме президент заявил: экономике нужны структурные реформы, поддержка высоких технологий, сокращение дефицита бюджета и повышение доли ненефтегазовых доходов. При этом потребуется придать большую гибкость рынку труда, снизив количество неэффективно занятых людей.
Аналитики сразу же заявили: здесь явно присутствуют элементы программ Кудрина и Улюкаева, — и предупредили, что и тот, и другой план, по сути, "антинародные".
Так, например, гибкость трудового законодательства (а, по мнению Минэкономразвития, сейчас оно недостаточно гибкое и потому мешает экономическому росту страны) на практике даст бОльшую свободу работодателям.
"Программа Улюкаева мало отличается от "плана Кудрина". Она дает бОльшую свободу действий работодателям — в частности это упрощение процедур увольнения работников по инициативе работодателя.А растущее количество безработных "убивает" платежеспособный спрос", — отмечает заместитель директора аналитического департамента компании "Альпари" Наталья Мильчакова.
Она указала на то, что среди стран БРИКС россияне и так тратят меньше всех, от чего экономика, разумеется, страдает.
Другой спорный момент — повышение пенсионного возраста. Экс-глава Минфина предлагал повысить его до 63 лет для мужчин и женщин. А в Минэкономразвития уверены: отправлять россиян на пенсию надо еще позже — с 65 лет.
"Антисоциальными" назвал предложения Кудрина и Улюкаева независимый эксперт Дмитрий Адамидов. По его словам, обе программы предлагают спасать прежде всего бюджет и внебюджетные фонды: на это направлены и предложения по повышению пенсионного возраста, и изменения в Трудовой кодекс. "Такие меры скорее отвечают интересам олигархов, нежели населения", — считает Адамидов.
Отдельный пункт – сокращение дефицита бюджета. Наблюдатели опасаются, что и этот вопрос государство решит за счет простых граждан. Сокращение дефицита бюджета — это всегда либо повышение налогов, либо сокращение расходов, в том числе по социальной части.
Говорил президент и о системе поддержки экспортно-ориентированных компаний. Она должна охватывать весь цикл – до закрепления компаний на внешних рынках. Но скептики опасаются: не будет ли это на практике означать, что экспортный контроль ослабеет, а предприятиям, вывозящим сырье, станет проще жить.
Ближе к народу
Теперь же Титов заявил "Ведомостям": план Столыпинского клуба создаст противовес ЦСР Алексея Кудрина. "Он (Кудрин) думал, что один будет формировать экономическую повестку для президента, а это поручение говорит: будут разные позиции", — сказал собеседник газеты.
Кстати, концепцию Столыпинского клуба наблюдатели считают наиболее реалистичной и наиболее "народной". Она означает и потенциал роста малого бизнеса, бОльшую доступность кредитов, не требует повышения пенсионного возраста.
По мнению экспертов, мягкая денежно-кредитная политика, обязательная продажа части валютной выручки экспортеров (75%) – это хорошая идея.
"В 1990-е годы это сработало, начался рост, разобрались с инфляцией", — отмечают в "Альпари" Впрочем, недостаток программы в том, что она не учитывает нежелание ЦБ проводить сейчас стимулирующую политику. В июне ЦБ снизил ключевую ставку, но всего на 0,5 процентных пункта – до 10,5% годовых.
Главным же положительным пунктом программы аналитики назвали инвестиции в реальный сектор, без развития которого невозможно поднять экономику. Аналитики указывают на Китай, который обязан своему "экономическому чуду" прежде всего поддержкой производства.
По словам Титова, Россия должна выбираться из стагнации "всеми силами". Он подчеркнул: стратегия Столыпинского клуба предлагает не одни только монетарные стимулы, но и реформы – судебную, налоговую, таможенную и правоохранительных органов.
О необходимости реформ говорил на Петербургском форуме и президент. Совершенствование судебной и правоохранительной систем – один из главных инструментов для достижения долгожданного экономического роста. Путин тогда заявил: на пути российских предпринимателей не должно быть никаких препятствий – в первую очередь, со стороны судов и правоохранителей. Суды должны гарантировать и бизнесу, и гражданам справедливую и беспристрастную защиту. А за разрушение частных компаний силовые структуры должны нести ответственность, вплоть до уголовной.