МОСКВА, 27 мая — РИА Новости. Минтруд разработал законопроект, повышающий размер максимального пособия по безработице до 8 тысяч рублей, соответствующий документ опубликован в пятницу на портале нормативных правовых актов.
В министерстве поясняют, что значительного повышения пособия можно добиться с помощью усиления адресного принципа назначения и выплаты пособия по безработице, сокращения периодов его выплаты, снижения числа неоднократных регистраций граждан в качестве безработных с целью получения пособия, исключения нормы об оказании материальной помощи службой занятости.
Пособие не для всех
Согласно законопроекту, пособия будут получать граждане, потерявшие работу 12 месяцев назад или раньше. Если срок безработицы превышает год, то пособие не выплачивается, кроме впервые ищущих (ранее не работавших) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Период выплаты пособия по безработице предлагается установить не больше 6 месяцев в суммарном исчислении в течение 12 месяцев с даты начала выплаты пособия по безработице.
На максимальное пособие могут претендовать безработные, которые до этого имели оплачиваемую работу не менее 26 недель, причем величина пособия зависит от их средней зарплаты за тот срок. Минимальное пособие предназначено для тех, у кого оплачиваемая работа длилась менее 26 недель.
Проектом федерального закона также предлагается исключить нормы об оказании материальной помощи в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице и в период обучения по направлению органов службы занятости. Целесообразность данного предложения заключается в том, что дополнительная возможность получения социальных выплат по окончании периода выплаты пособия по безработице (по сути – продление периода выплаты пособия) не стимулирует безработных граждан к активному поиску работы и трудоустройству в возможно короткие сроки. Оказание материальной помощи по окончании установленного периода выплаты пособия способствует социальной пассивности безработного гражданина, но в тоже время не обеспечивает поддержку его материального положения на социально-приемлемом уровне, что свидетельствует о неэффективности данной меры социальной поддержки, к тому же негарантированной государством.
Цель — прожиточный минимум
Минтруд надеется, что высвободившиеся за счет новых мер средства могут быть направлены на постепенное приближение размера пособия по безработице к величине прожиточного минимума трудоспособного населения.
В настоящее время, отмечает Минтруд, широкий круг получателей приводит к дискредитации пособия как источника материального возмещения утраченного заработка при потере работы для получателей, имевших оплачиваемую работу в течение 12 месяцев, предшествовавших безработице.
Эксперты Минтруда подчеркивают, что пособие является временным источником средств на разумный период и должно стимулировать к поиску работы.
Минтруд обращает внимание на то, что пособия по безработице не является одним из видов страхового обеспечения, предоставляемого в рамках системы обязательного социального страхования, то есть не имеет в качестве источника средства, поступающие от конкретного налога. Финансирование пособий осуществляется за счет средств федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов РФ в виде субвенций.
При этом, по информации Минтруда, на осуществление социальных выплат безработным гражданам ежегодно из федерального бюджета тратятся значительные средства (в 2012 году — 39,7 млрд рублей, в 2013 году — 35,5 млрд рублей, в 2014 году — 33,9 млрд рублей, в 2015 году — 38,9 млрд рублей, в 2016 году (запланировано) — 41,1 млрд рублей).