САБЕТТА (полуостров Ямал), 13 апр — РИА Новости/Прайм, Диляра Солнцева-Эльбе. На подлете к Сабетте, вахтовому поселку на берегу Карского моря, не видно горизонта: земля и небо на Ямале в апреле одинаково белые, сугробы местами выше человеческого роста. "Вам повезло с погодой, всего минус шесть", — встречали нас сотрудники "Ямал СПГ", которые привыкли трудиться и при 56-градусном морозе.
Девиз "Через четыре года здесь будет город-сад" можно применить к Сабетте — в 2019 году здесь должен на полную мощность заработать завод по сжижению природного газа мощностью 16,5 миллиона тонн в год. Газ для проекта будет добываться на Южно-Тамбейском месторождении с запасами 1,3 триллиона кубометров. Завод займет площадь, по размеру сопоставимую с 249 футбольными полями.
Но до этого пока далеко. Перед тем, как запустить в 2017 году первую очередь завода мощностью 5,5 миллиона тонн в год, компании "Ямал СПГ" предстоит закончить обустройство месторождения, построить электростанцию, завершить строительство резервуаров для хранения сжиженного газа и работы в порту, из которого танкеры с газом будут направляться к заказчикам в Европу и АТР.
"Ямал СПГ" — международный проект: 60% в нем принадлежит НОВАТЭКу, еще по 20% — у французского гиганта Total и китайской корпорации CNPC. "Я очень впечатлен масштабами строительства, — не стал скрывать своих эмоций глава Total Патрик Пуянне, впервые побывавший на проекте. — Решил сам приехать в Сабетту и увидеть, куда моя компания вкладывает миллиарды долларов".
Участники проекта не раскрывают, во сколько обойдется строительство отдельных объектов, но глава НОВАТЭКа Леонид Михельсон подтвердил, что капитальные вложения в проект составят 27 миллиардов долларов.
Сейчас на объектах "Ямал СПГ" трудятся 9 тысяч человек — строители, подрядчики и сотрудники самой компании. Вахта длится 45 дней. "Ямал СПГ" — зона свободная от алкоголя", — предупредили нас и попросили расписаться о прохождении инструктажа.
И немудрено: работа здесь опасная, да и заблудиться в этой белоснежной пустыне очень легко. Даже при запахе алкоголя нарушителей немедленно депортируют на "большую землю". Но таких здесь нет — люди не готовы ради выпивки рисковать престижной высокооплачиваемой работой.
Резервуары
Чуть больше года назад "Ямал СПГ" начал строить первый резервуар для хранения сжиженного газа. В огромной емкости высотой более 40 метров и диаметром 77 метров будет храниться 160 тысяч кубометров газа при температуре минус 160 градусов.
Для понимания масштабов сооружения: в резервуар легко поставить друг на друга два широкофюзеляжных самолета. Изнутри резервуар со сферическим потолком и круглым "оком" посередине отдаленно напоминает римский Пантеон.
Всего будет построено четыре таких резервуара. Бетонные конструкции первых двух уже полностью готовы. Сейчас идет установка внутренних металлических герметичных резервуаров, которые смогут выдержать сверхнизкие температуры.
"Мы заливали бетон самыми высокими темпами для Севера — по 2 метра 21 сантиметр в день", — рассказал директор по капитальному строительству "Ямал СПГ" Дмитрий Фомин. Лето в Заполярье короткое — два месяца, и температура не поднимается выше 12-15 градусов, поэтому в условиях полярного дня работали круглосуточно.
Для каждого резервуара нужно вбить в землю почти тысячу свай на глубину 24 метра, которые тут же попадают в объятья вечной мерзлоты. Возведение первого и второго резервуара должно быть завершено в конце 2016 года, третьего и четвертого — в 2017-2018 годах.
Порт
Глядя на морской порт Сабетта сейчас, трудно представить, что еще летом 2013 года глубина здесь была около 80 сантиметров. Значительная часть работ по углублению дна уже завершена. Всего для полноценной работы всех причалов порта нужно поднять со дна 85 миллионов кубометров грунта.
Работы в порту практически не прекращаются — суда привозят материалы и оборудование для строительства. С лета 2015 года в порт на специальных судах начнут приходить технологические модули для строительства самого завода СПГ. Весь завод будет строиться по принципу конструктора Lego и состоять примерно из 300 модулей, состыковывающихся на строительной площадке. Средняя длина модуля — 35-40 метров, высота — 35-37 метров, вес — от 2 до 7 тысяч тонн.
Чтобы иметь возможность завозить модули зимой, сейчас строятся два специальных судна на верфях в Китае. Планируется, что первое такое судно придет в Сабетту в феврале 2016 года.
"Мы ожидаем, что в 2019 году, когда будет запущена третья очередь завода, поток груза для нашего проекта существенно уменьшится, поэтому порт, скорее всего, будет использоваться и для каких-то других проектов. Месторождений здесь достаточное количество", — говорит первый заместитель директора проекта Дмитрий Монаков. Однако основной функцией порта останется транспортировка сжиженного газа с Ямала.
"В нашем проекте большое участие принимает "Атомфлот". С нами работают два атомных ледокола — самый мощный в России ледокол "50 лет Победы", который проводит грузовые суда от границы льдов в Северном ледовитом океане до границы между Карским морем и Обской губой и обратно. Дальше по Оби суда ведет ледокол "Вайгач", — рассказывает Монаков.
В самом порту работают еще два дизельных ледокола — "Санкт-Петербург", который помогает судам пройти от Оби до порта, и "Тор" — он чистит ото льда сам порт Сабетта, чтобы суда могли причалить.
Свободная ото льда навигация по Оби и Карскому морю — всего полтора месяца — август и первая половина сентября, поэтому ледоколы заняты практически круглогодично. Даже в апреле за ночь в канале, пробитом накануне, нарастает 30-40 сантиметров льда.
Толщина нетронутого льда вокруг Ямала превышает два метра, и по нему часто приходят в порт аборигены Арктики. "На прошлой неделе был ночью полярный волк, посидел, повыл на Сабетту и ушел. А песцы теперь прибегают за сосисками три раза в день, у каждого моего моряка свой питомец. Интересуются нами и местные жители. Недавно приехали на снегоходах два ненца в малицах — Федя и Марат. Мы их с борта начали фотографировать. Они нам помахали, а потом достали айфоны и стали нас снимать", — делится историями из жизни капитан "Тора" Руслан Михайлов.
Сам капитан из Санкт-Петербурга, в Сабетту приезжает на полугодовые вахты. К северной жизни привык. "Какой здесь воздух, какие просторы. Здесь понимаешь величие нашей страны, и мы помогаем ей стать лучше", — гордится своей работой Михайлов.
Перспективы проекта
По словам Михельсона, почти весь газ с "Ямала СПГ" уже законтрактован, поэтому текущая волатильность цен на нефть и газ некритична для рентабельности проекта. Сразу после выхода завода на полную мощность "Ямал СПГ" начнет не только платить по долгам, но и приносить прибыль акционерам, обещает глава НОВАТЭКа.
Осталось подождать четыре года, чтобы проверить…