ВАШИНГТОН, 17 дек — РИА Новости, Екатерина Соболь. Банку России для стабилизации ситуации на валютном рынке нужно делать ставку на внутренние ресурсы — договариваться с экспортерами о продаже части валютной выручки в обмен на хеджирование регулятором их рисков от падения рубля, считает главный экономист по Европе Института международных финансов (IIF) Любомир Митов.
Курс рубля к бивалютной корзине во вторник ускорил падение, после того как в понедельник рухнул на 10% на фоне панических настроений на бирже. Иностранные валюты поднимались за день на рекордные за много лет 24-28%, превышая 80 рублей за доллар и 100 рублей за евро. Однако к вечеру они стабилизировались ниже максимумов.
По мнению Митова, решение ЦБ повысить ключевую ставку до 17% — мера контрпродуктивная. "Подумайте сами, какой смысл увеличивать ставку, если нацвалюта теряет 10% в день? На данном этапе самое важное — остановить это падение. Оно приносит огромную неопределенность экономике. Надо предотвратить панику снятия сбережений. Если это опустить, то кроме как ввести заградительные меры на отток капитала ЦБ ничего не останется", — говорит эксперт.
В этой ситуации, считает экономист, нужно договариваться с экспортерами о переводе части валютной выручки в рубли под гарантии Банка России и стремиться к снятию санкций — это те фундаментальные вещи, на которые может повлиять Москва, с ценами на нефть она вряд ли что может сделать. Однако ситуация на нефтяном рынке — это не тот фактор, который привел рубль к столь затяжному падению, уверен эксперт.
Кто виноват?
Причины происходящего в России кроются в фундаментальных изменениях внешних условий: это цена на нефть и санкции.
"Согласно нашим подсчетам, при нынешних ценах на нефть (около 62 долларов за баррель) доллар должен торговаться на уровне 60-65 рублей", — говорит аналитик, отмечая, что когда ЦБ объявил о том, что отпускает рубль в свободное плавание, он действовал, исходя примерно из таких расчетов.
"Дело в том, что поддерживать рубль за счет золотовалютных резервов, которые существенно сократились со второго квартала, когда ЦБ вынужденно закрывал дыру, образовавшуюся из-за оттока капитала после введения санкций, стало слишком затратно. Но такой шаг на слабом рынке сработал в минус", — рассуждает эксперт.
Тем не менее, "винить во всем ЦБ, я бы не стал — он сделал все, что мог", отмечает Митов.
Что делать?
Ресурсы ЦБ по валютным интервенциям в любом случае ограничены: пусть он и вернулся к этому инструменту, но золотовалютные резервы не бесконечны. Получается, что России остро необходимо внешнее финансирование, а тем временем иностранцы, усердно вкладывавшие в Россию, выводят капитал (особенно это заметно в третьем-четвертом квартале 2014 года).
"Я думаю, что есть смысл попробовать найти внутренние ресурсы, а именно, договорится с экспортерами, чтобы те продавали часть своей валютной выручки на рынок в обмен на хеджирование их рисков от падения рубля Центробанком. Это приведет к стабилизации ситуации и нормальной торговли на рынке. Это нормальный рыночный инструмент, такие контракты — мировая практика. Там, где находится рубль сегодня, это не его место", — утверждает Митов.
Далее, рассуждает экономист, России нужно что-то делать с санкциями. Страшны не сами санкции, а психологический эффект от них: инвесторы боятся вкладывать в Россию, даже если их бизнес не попадает в санкционный список — люди перестраховываются. "Как только санкции будут сняты, инвесторы сразу пойдут в Россию — ликвидность российских активов очень высока, они недооценены. Инвесторы всегда хотят заработать", — резюмирует Митов.
Подробнее о динамике курсов валют читайте в онлайн-репортаже >>