МОСКВА, 24 окт — РИА Новости. Госдума в пятницу рассмотрит проект федерального бюджета на 2015 год и на период 2016 и 2017 годов с планируемым дефицитом на уровне 0,6% ВВП в течение трех лет.
По итогам 2014 года инфляция ожидается на уровне 7,5% (против 6,5% в 2013 году). По прогнозам этот показатель должен упасть до 5,5% к 2015 году. К 2017 году инфляция составит 4%.
В 2015 году бюджет рассчитан исходя из курса рубля на уровне 37,7 за доллар.
Доходы, расходы, дефицит
Согласно документу, доходы бюджета в 2015 году составят 15,082 триллиона рублей (19,5% ВВП), в том числе объем дополнительных нефтегазовых доходов — 344,261 миллиарда рублей, расходы — 15,513 триллиона рублей (20% ВВП), дефицит — 430,718 миллиарда рублей (0,6% ВВП).
На 2016 год запланированы доходы 15,796 триллиона рублей (19% ВВП), среди них объем дополнительных нефтегазовых доходов прогнозируется на уровне 355,802 миллиарда рублей, расходы — 16,272 триллиона рублей (19,6% ВВП), дефицит — 476,3 миллиарда рублей (0,6% ВВП).
Что касается доходной части в 2017 году, то планируется, что бюджет получит 16,548 триллиона рублей (18,4% ВВП), среди которых 359,748 миллиарда рублей — дополнительные нефтегазовые доходы. Расходы составят 17,089 триллиона рублей (19% ВВП), дефицит — 540,9 миллиарда рублей (0,6% ВВП).
Расходы сформированы в рамках "бюджетного правила". По нему базовая цена на нефть рассчитывается как среднее за последние несколько лет и составит 96 долларов за баррель в 2015-2017 годах. Цена на нефть марки Urals в 2015-2017 годах прогнозируется на уровне 100 долларов за баррель. За прошедший период 2014 года нефть торговалась на уровне 104 долларов.
ПФР, ФСС и ФОМС
В Госдуму также внесены проекты бюджетов внебюджетных фондов. Согласно проекту бюджета Пенсионного фонда в 2015 году ожидается доход почти 7 триллионов рублей (9% к объему ВВП), из них 6,9 триллиона рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии. В 2016 году доходы ПФР составят 7,8 триллиона рублей и 7,3 триллиона рублей соответственно, в 2017 году — 8,3 триллиона рублей и 7,7 триллиона рублей соответственно. Расходы в 2015 году составят 7,6 триллиона рублей, в 2016 году — 7,8 триллиона рублей, в 2017 году — 8,2 триллиона рублей.
Среднегодовой размер социальной пенсии составит в 2015 году 8255 рубля (115,3% от прожиточного минимума пенсионера), в 2016 году — 8906 рублей (119,1%), в 2017 году — 9346 рублей (119,9%).
Проект бюджета фонда сформирован в 2015 году с дефицитом в сумме 622,98 миллиарда рублей, в 2016 и 2017 годах с профицитом в сумме 93,12 миллиарда рублей и 169,39 миллиарда рублей соответственно.
Проект бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования предусматривает в 2015 году доходы в 1,6 триллиона рублей, в 2016 году — 1,7 триллиона рублей, в 2017 году — 1,8 триллиона рублей.
В части расходов в 2015 году предусматривается 1,7 триллиона рублей, в 2016 году также 1,7 триллиона рублей, в 2017 году — 1,8 триллиона рублей. Дефицит бюджета фонда в 2015-2017 годах не планируется.
Принятие законопроекта позволит обеспечить выполнение государственных обязательств в части финансирования базовой программы ОМС и оказания гражданам высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС.
Проект бюджета Фонда социального страхования предусматривает доход в 538,7 миллиарда рублей в 2015 году, в 2016 году — 625 миллиардов рублей, в 2017 году — 680,2 миллиарда рублей. Расходы в 2015 году — 594,1 миллиарда рублей, в 2016 году — 622,6 миллиарда рублей и в 2017 году — 661,5 миллиарда рублей.
Займы и средства от приватизации
Дефицит бюджета будет покрыт благодаря государственным займам и поступлениям от приватизации. Так, в 2015 году Минфин рассчитывает привлечь на внутреннем рынке более 1 триллиона рублей, а в 2016 и 2017 годах — 799,2 миллиарда и 929,2 миллиарда рублей соответственно.
Тем не менее, несмотря на геополитическую ситуацию, Россия все равно планирует делать внешние заимствования по 7 миллиардов долларов ежегодно в 2015-2017 годах.
Планируется, что федеральный бюджет получит от приватизации 158,5 миллиарда рублей в 2015 году, в 2016-м — 99,9 миллиарда рублей. Что касается 2017 года, то пока программа приватизации не утверждена, поэтому в проекте федерального бюджета запланированы только 3 миллиарда рублей.
Фонды
Согласно проекту, Резервный фонд пополняться не будет. За счет курсовой разницы его объем изменится к концу 2017 года до 3,692 триллиона рублей с 3,5 триллиона рублей на конец 2014 года. Однако из-за рисков недопоступления ненефтегазовых доходов, недополучения доходов от приватизации, а также по привлечению заемных средств, как отмечает Минфин, объем Резервного фонда может снизиться к концу 2017 года до 2,205 триллиона рублей.
Фонд национального благосостояния увеличится до 3,334 триллиона рублей на конец 2017 года с 3,189 триллиона рублей в конце 2014 года, говорится в проекте бюджета.
ЕР — за, оппозиция — против
Тем временем проект федерального бюджета в первом чтении поддержала только "Единая Россия", остальные фракции выступили против законопроекта.
Так, ЛДПР считает, что среднегодовая цена на нефть марки Urals за трехлетку в 100 долларов будет ниже этого уровня и окажется близка к 85 долларам. Помимо этого достижение целевых показателей по инфляции Центробанка очевидно невыполнимо, считает фракция.
"Более того, предлагаемый проект закона вообще никак не учитывает необходимость и важность импортозамещения, поскольку даже в прогнозных данных предусматривается рост импорта по сравнению с 2014 годом на 2,5% в 2015 году, на 4,4% в 2016 году и на 8% в 2017 году, что негативно скажется на состоянии платежного баланса и усилит инфляционные процессы", — говорится в заключении фракции.
КПРФ отмечает, что в бюджете не выделены средства на финансирование строительства детских дошкольных учреждений, а сумма всех средств на госпрограмму "Здравоохранение" из всех источников финансирования ниже 4% от ВВП, а по нормам ВОЗ должно быть не ниже 5%.
Помимо этого, коммунисты предлагают обязать ЦБ рефинансировать коммерческие банки только после установления обязательств по использованию кредитных ресурсов для финансирования производственных предприятий.
"Справедливая Россия" считает, что нельзя сокращать расходы на образование и здравоохранение. "Расходы на образование составят 618 миллиардов рублей: 95% от уровня прошлого года и 90% от уровня 2013 года. Расходы на здравоохранение — 78,6% от уровня прошлого года — 421 миллиард рублей или 68% от уровня 2012 года. При этом сокращение расходов на стационарную медицинскую помощь составляет 60% от уровня 2014 года", — отмечается в заключении фракции.
Также эсеры отмечают, что в 2015 году продолжается политика сокращения доходной базы консолидированных бюджетов субъектов РФ как за счет налогов, зачисляемых в их бюджеты, так и за счет сокращения межбюджетных трансфертов с 1,577 миллиарда рублей в 2014 году до 1,556 миллиарда рублей в 2015 году.
Рекомендации профильного комитета
Как отмечается в проекте постановления Госдумы, комитету по бюджету и налогам совместно с правительством РФ при подготовке проекта бюджета ко второму чтению нужно будет рассмотреть увеличение расходов за счет перераспределения ассигнований. В частности, предлагается дополнительно выделить средства на замещение импорта в АПК, обеспечение инвалидов колясками, протезами и другими техническими средствами, а также на поддержку организаций с инвалидами.
Кроме того, средства следует выделить на создание условий для занятий спортом в сельской местности, на финансовую поддержку региональным СМИ, детям-сиротам, на проведение реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным на строительство олимпийских объектов.
В постановлении также уточняется, что поправки ко второму чтению должны быть переданы комитету до вечера 29 октября.