СОЧИ, 20 сен — РИА Новости. Предстоящее внедрение требований "Базеля III" для российских банков вызвало дискуссию среди чиновников и банкиров: если Банк России придерживается своей линии и настаивает на введении новых нормативов, то банковские круги предлагают обсудить возможность отсрочки или послаблений для кредитных организаций. При этом на стороне банковского сектора выступил и Минфин.
Центральный банк РФ с начала 2014 года ужесточил требования к капиталу российских банков, введя новые нормативы достаточности капитала в соответствии со стандартами "Базеля III". С начала 2015 года планируется внедрение новых требований для банков.
Тема "Базеля" стала одним из вопросов, который обсуждался на круглом столе "Российская банковская система: новая матрица рисков", который прошел в субботу в рамках международного инвестиционного форума в Сочи.
Не лучшее время
Первым предложение отложить введение нормативов "Базеля III" в ходе дискуссии озвучил глава второго по активам российского банка ВТБ Андрей Костин. Он считает, что в текущих условиях в экономике и геополитике ужесточение требований к банкам является преждевременным.
"Я считаю, что мы могли бы его отложить в нынешних условиях, потому что капитал у банков наращивать сложновато будет в ближайшее время, а стандарты "Базеля III" серьезно повысят требования к капиталу. Я считаю, что такая дискуссия может быть", — сказал Костин? в ходе дискуссии. При этом он отметил, что статус надзора за банками все же следует усиливать.
Не надо менять правила игры
В свою очередь директор департамента надзора за системно значимыми кредитными организациями Банка России Михаил Ковригин высказал мнение, что план внедрения "Базеля III" — это правила игры, которые не стоит менять.
Он напомнил, что новые стандарты в России уже начали применяться: российские банки с 1 января исполняют три норматива достаточности капитала. При этом, по оценке Ковригина банки последовательно улучшают структуру и качество капитала, увеличивая величину базового капитала.
"В этом плане, с точки зрения притока свежего капитала в целом для кредитных организаций ничего не поменялось.? И, на мой взгляд, какие-либо решения, откатывающие назад действующий с начала года режим, предпринимать просто нерационально", — считает Ковригин.
Глава департамента согласился, что банки лишаются возможности привлекать субординированные кредиты, однако указал, что это вопрос к владельцам банков, которые — как "добрая мать, заботящаяся о своем дитя" — должны стремиться их поддерживать.
В то же время Ковригин подчеркнул, что ЦБ не намерен отказываться от планов, связанных с введением базельского норматива показателя краткосрочной ликвидности, хотя и осознает несоответствие российских банков требованиям "Базеля".
"Если сопоставлять наш действующий режим и показатели, предусмотренные "Базелем", то объем ликвидных активов крупного российского банка по российской методике — где-то 1 триллион рублей, а по базельской методике — порядка 150 миллиардов рублей. Нам, конечно, надо понимать, какие позиции по каким причинам из расчета уходят, мы этим сейчас занимаемся, у нас с крупнейшими банками на эту тему очень плотный диалог", — сказал представитель ЦБ.
Кроме того, по его словам, Банк России может предоставить кредитным организациям возможность получить контрактную кредитную линию — обеспеченный кредит, который может быть использован для соблюдения требований.
"В принципе, банки на протяжении 2011-2013 годов потратили достаточно большие денежные средства на свои технологии, чтобы управление подстроить под эти будущие требования. На самом деле, терять эти инвестиции было бы тоже не очень рационально", — заключил Ковригин.
Поддержка со стороны Минфина
Поддержку банкиры получили от замглавы Минфина Алексея Моисеева. Он высказал мнение, что позиция регулятора лишь подтверждает аргументы банковского сектора: привлечение ликвидности и кредитов, учитывая рейтинги отечественных банков, может быть проблемой для соответствия "Базелю".
"Вы говорите: "Да, мы понимаем, что с точки зрения ликвидности наша страна не адекватна с точки зрения "Базеля", вся в целом, ликвидных инструментов нет, рейтинги у нас низкие, поэтому выдумываем, как бы так нам сделать, что бы такое придумать, чтобы всю страну на уши поставить, извините за выражение, но "Базель" ввести", — обратился он к директору департамента ЦБ.
"А если у нас завтра будут такие санкции, что у нас отзовут рейтинги вообще всей страны. C экономикой все будет плохо, но ситуация с "Базелем" будет нормальной. Мы живем в другой обстановке. Даже в Европе с их (кредитными — ред.) рейтингами говорят, что жестковато (с требованиями "Базеля" — ред.). У нас "B" — средний уровень, или вообще нет рейтингов", — продолжил Моисеев.
Возможный компромисс
Компромисс между решительной позицией Центробанка и аргументацией Минфина предложил инициатор дискуссии по "Базелю" — глава ВТБ. "Я выступлю примирителем между Центральным Банком и Минфином — двумя основными кормящими матерями банковского сектора. Не надо вообще отказываться от внедрения "Базеля III", но имплементация может быть разной", — сказал Костин после выступления сторон.
"В разных странах они (требования — ред.) различны в зависимости от специфических интересов банковского сектора, поэтому, я думаю, надо посмотреть и принять такой человеческий подход в этом вопросе. Надо имплементацию "Базеля" сделать в такой форме, чтобы он был посилен для банков и по срокам и по своей сути", — добавил банкир.
Позже Костин сказал РИА Новости, что вопрос о введении строгих нормативов "Базеля III" можно отложить на время санкций, действующих против российских банков. "Если крупнейшие российские банки находятся под санкциями, то можно сказать — давайте хотя бы на санкционный период сделаем какие-то послабления", — предложил глава ВТБ.
"В принципе, по капиталу-то мы уже достигли (нормативов — ред.), но есть вопросы, связанные с ликвидностью и нарушением ряда нормативов. Конечно, нам нужна какая-то если не рассрочка, то какие-то послабления нужны. Либо трактовки, либо отсрочки", — добавил он.