МОСКВА, 17 сен — РИА Новости, Денис Ильюшенков. Цены на новые автомобили среднего и премиального сегмента могут вырасти вплоть до 10% в случае, если правительство запретит ввоз иномарок, считают эксперты, опрошенные РИА Новости.
Ранее помощник президента РФ Андрей Белоусов заявил РИА Новости, что в качестве ответных мер на санкции Запада Россия может ограничить импорт автомобилей и некоторых товаров легкой промышленности. Позднее глава МЭР Алексей Улюкаев высказал мнение, что РФ нецелесообразно отвечать на санкции мерами, которые затрагивали бы какую-либо другую отрасль, помимо сельского хозяйства.
"Повышенный спрос, который будет толкать цены вверх, будет ограничен конкуренцией с производимыми в России машинами", — отметил принципал компании Roland Berger Strategy Consultants Эдуард Черкин. Таким образом, рост цен на новые машины не превысит 10%.
По словам исполнительного директора "АСМ-холдинга" Александра Ковригина, доля подержанных импортируемых автомобилей по сравнению с количеством проданных легковых машин в России за прошлый год составляет менее 5%. Из них около 13 тысяч машин ввозится легально через таможню и еще около 110 тысяч — "серым" образом, отметил он. Доля ввозимых подержанных автомобилей очень мала, соглашается с ним старший менеджер автомобильной практики PwC Сергей Литвиненко. Виной тому введение заградительных пошлин после кризиса 2008 года.
Существенным окажется запрет на ввоз новых машин, считает Ковригин. По его оценке, в этом году в РФ должно быть ввезено около 800 тысяч новых иномарок, что составляет около трети всех проданных в 2013 году легковых машин. Однако полностью запретить импорт не получится из-за норм ВТО, которым подчиняется Россия, напоминает он.
В случае если запрет на импорт новых машин все же будет принят, он, скорее всего, будет распространяться не на всех производителей и вряд ли затронет восточных партнеров России, считает Литвиненко. Рынок испытает на себе конкурентное давление машин премиум-класса азиатского производства, если те не попадут под санкции, констатирует Черкин.
Большинство зарубежных производителей уже имеют свои производства в России, и запрет на импорт может только подстегнуть их к достижению большей локализации, рассуждает Литвиненко. По его мнению, цены на новые автомобили вырастут из-за недостатка машин. Однако потом рынок адаптируется за счет моделей конкурентов, производимых в России, и аналогичных подержанных, которые уже находятся в нашей стране.
Кроме того, производители могут начать запасаться машинами впрок, если ограничительные меры будут введены, считает Литвиненко.
Повышение ценников на массовом сегменте не отразится, считает Черкин, предполагая, что в этой нише производители сумеют локализовать выпадающий при ограничениях модельный ряд. Однако средний класс может испытать на себе дефицит некоторых моделей. Российские заводы зарубежных автопроизводителей и поставки азиатских компаний смогут компенсировать выпадающий сектор рынка лишь на 50%, полагает эксперт.
При этом есть риск невозможности замещения порядка 100 тысяч автомобилей в случае запрета на импорт. Машины премиум-сегмента могут подорожать в пределах 10% в зависимости от модели и времени, на которое будет введен запрет, говорит Черкин.
Ситуация будет зависеть и от того, попадут ли под санкции автомобили европейских брендов, произведенные в третьих странах. Если нет, то вероятна перестройка логистических потоков из них, рассуждает эксперт.
Таким образом, ответные санкции РФ могут ограничить объем авторынка в стране, однако существенного влияния на спрос это не окажет, считают эксперты. Замещение выпадающих объемов произойдет благодаря увеличению локализации местных производителей и поставок из Азии.
Повышение цен будет происходить не столько в связи с запретом на импорт, сколько в связи ослаблением рубля, считает аналитик "ВТБ Капитала" Владимир Беспалов. "Текущее повышение цен на рынке не вполне учитывает произошедшую девальвацию. И если ситуация будет оставаться такой, какая она есть, то после окончания программы утилизации мы увидим повышение цен еще на 5-10%", — говорит аналитик. Запрет импорта, по его мнению, может вызвать повышение цен лишь единичных брендов.
Представитель Mercedes сказал, что их автомобили подорожали в среднем на 3,5% с начала года, отказавшись от дальнейших комментариев.
Любые комментарии на тему запрета импорта невозможны, так как пока нет реальных действий со стороны правительства, говорит представитель Toyota. Из США в Россию импортируются Toyota Highlander и Toyota Venza, из Европы — Auris и Verso. Теоретически, компания может переключиться на поставки из Японии и Турции, отметил собеседник агентства.
Представитель FordSollers отметил, что 99% модельного ряда предприятие уже производит в России.