МОСКВА, 12 сен — РИА Новости. Расширение санкций Евросоюза против России не приведет к обвалу отечественной нефтяной отрасли, а, наоборот, может стать толчком для развития собственных технологий, считают опрошенные РИА Новости аналитики.
В то же время эксперты не исключают, что эффект от всего комплекса введенных санкций может появиться в течение нескольких лет. Кроме того, санкции в сочетании с рядом других факторов могут привести к сокращению инвестпрограмм российских нефтегазовых компаний в сегменте разведки и добычи.
Кроме того, Евросоюз ограничил доступ к рынкам капитала ЕС ряду российских компаний, среди которых "Роснефть", "Транснефть" и "Газпром нефть". Комментарии нефтекомпаний получить пока не удалось.
Между тем реакция рынка оказалась очень сдержанной. Через час после публикации новых санкций ЕС динамика была разнонаправленной: акции "Роснефти", "Транснефти" и ЛУКОЙЛа росли в пределах 0,3%, а бумаги "Газпром нефти" и "Сургутнефтегаза" — дешевели в пределах 0,4%.
Добыча продолжится
"Не стоит считать, что теперь, с введением санкций, мы окажемся отброшены на много лет назад. Как добывались нефть и газ в стране, так и будут добываться в дальнейшем", — сказал ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов.
Он отметил, что финансовые санкции в отношении "Роснефти", "Газпром нефти" и "Транснефти" не окажут существенного влияния на отрасль. "Рынок капитала развит хорошо, и средства можно привлечь в других регионах мира", — считает эксперт.
Инвесторам из ЕС — как частным лицам, так и компаниям — будет запрещено выдавать данным нефтекомпаниям кредиты сроком более 30 дней, приобретать и торговать их новыми облигациями, акциями и подобными фининструментами сроком обращения более 30 дней. Ранее ограничения не касались кредитов, а также ценных бумаг сроком обращения до 90 дней.
Добычу в Арктике компенсирует "трудная" нефть Сибири
Запрет европейским компаниям предоставлять российским партнерам услуги по разведке и добыче глубоководной и арктической нефти, а также для проектов сланцевой нефти затронет интересы в первую очередь "Роснефть", которая имеет совместные с ними проекты в арктической зоне, отметил доцент кафедры госрегулирования экономики Института госслужбы и управления РАНХиГС, кандидат экономических наук, Иван Капитонов.
Капитонов отметил, что проекты в Арктике отличаются дороговизной, сложностью, а положительные результаты не гарантированы, что подтверждается многочисленными неудавшимися проектами. "Вполне возможно, что трудноизвлекаемые запасы нефти на суше в Сибири, которые намного легче, эффективнее и быстрее разрабатывать, чем арктические, помогут стабилизировать добычу, снижения не будет. Таким образом, на ближайшие 10-15 лет запасы нефти на суше компенсируют временный недостаток технологий и опыта для добычи в Арктике", — сказал он.
Негативный эффект
Ограничение доступа российских компаний к технологиям, оборудованию и услугам, необходимым для работы по таким ключевым направлениям как шельф, трудноизвлекаемые запасы, увеличение нефтеотдачи зрелых месторождений, может дать негативный эффект для отрасли в течение нескольких лет, полагает содиректор аналитического отдела "Инвесткафе" Григорий Бирг.
"Эффект может появиться в течение нескольких лет от всего комплекса введенных санкций", — сказал эксперт.
Кроме того, могут пострадать инвестпрограммы нефтекомпаний. "В дополнение ко всему, геополитическая нестабильность, экономическая неопределенность и ограничения в доступе к западному рынку капитала могут привести к сокращению инвестпрограмм российских нефтегазовых компаний в сегменте разведки и добычи", — сказал Бирг.
Эксперт считает, что в первую очередь под ударом окажется "Роснефть", которая сотрудничает с целым рядом западных компаний, финансирующих начальные расходы на геологоразведку. "Соответственно, потенциально ограничения в доступе к рынкам капитала и необходимым технологиям способны оказать наибольшее влияние именно на "Роснефть", — сказал Бирг.
По его словам, санкции могут повлиять и на "Газпром нефть", которая разрабатывает Приразломное и Долгинское месторождения на арктическом шельфе. "Замену западным компаниям, которые обладают наибольшим опытом и наиболее качественно выполняют работы, связанные с освоением глубоководных месторождений, будет весьма сложно", — считает Бирг.
Как США и Евросоюз ввели санкции против российских политиков и бизнесменов
США и ЕС не признают присоединения Крыма к России и обвиняют Москву во вмешательстве в дела Украины. Россия это отрицает и называет подобные обвинения неприемлемыми. Западные страны с марта уже несколько раз вводили санкции в отношении ряда российских политиков, бизнесменов и компаний и угрожали расширить ограничительные меры. Последним случаем применения подобной практики стали июльские санкции.
Евросоюз 26 июля ввел санкции против 15 россиян и представителей самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР), а также против ряда крымских компаний, таких как Севастопольский морской порт и общественная организация "Соболь". В частности, в санкционный список попали директора Федеральной службы безопасности Александр Бортников и Службы внешней разведки России Михаил Фрадков, секретарь российского Совбеза Николай Патрушев, его заместитель Рашид Нургалиев и член совета Борис Грызлов, главы Чечни Рамзан Кадыров и Краснодарского края Александр Ткачев.
В Вашингтоне и Брюсселе при этом готовы при необходимости расширить санкционные списки. Полный список российских граждан и компаний, попавших под санкции, — в материале РИА Новости >>
Как Россия ответила на санкции Запада
Президент России Владимир Путин 6 августа подписал указ о применении отдельных специальных экономических мер для обеспечения безопасности. Импорт ряда товаров из стран, которые ввели санкции в отношении Москвы, ограничен на год. В соответствующий список попали говядина, свинина, фрукты, птица, сыры и молочная продукция, орехи и другие продукты. Полный список запрещенных к ввозу в Россию продуктов — в справке РИА Новости >>
Позднее из списка были исключены товары, которые по той или иной причине России трудно заместить.