БРЮССЕЛЬ, 31 дек — РИА Новости, Мария Князева. Уходящий 2013 год в еврозоне прошел в продолжающихся попытках властей повысить бюджетную дисциплину, активизировать экономический рост и снизить безработицу. С экономикой дела стали обстоять чуть лучше, чего нельзя сказать о занятости. Кроме того, активно заговорили о риске дефляции в регионе, а кризис на Кипре едва не закончился глобальным офшорным скандалом.
Все новости экономики и бизнеса на сайте агентства Прайм >>
Чиновники еврозоны рады тому, что в нынешнем году, по крайней мере, во второй его половине, не звучат разговоры о развале валютного союза.
На радость чиновникам
Еврозона погрузилась в рецессию в 2012 году, ВВП региона снижался шесть кварталов подряд. Назывались разные тому причины, в числе которых и политика сокращения госрасходов. До кризиса страны валютного союза накопили значительные дефициты бюджетов и набрали много долгов, которые угрожали стабильности региона. Чиновники ЕС решили оптимизировать бюджеты и активно пропагандировали эти меры. Однако после потери экономического роста, они стали говорить о необходимости мер, направленных на его стимулирование. При этом распускать пояса на бюджетах они пока не хотят.
В начале года Еврокомиссия (ЕК) и Европейский центробанк (ЕЦБ) предсказывали, что ВВП еврозоны начнет восстанавливаться во второй половине года, и это сбылось. Однако пока речь идет о ВВП в расчете квартал к кварталу, в годовом же исчислении экономика блока продолжает сокращаться, правда, сбавляя обороты.
Итак, ВВП 17 стран еврозоны уменьшился в первом квартале 2013 года на 1,1% в годовом исчислении и на 0,2% — в квартальном; во втором квартале сокращение составило 0,6% в годовом исчислении, а рост в квартальном — на 0,3%; в третьем триместре показатели были соответственно минус 0,4% и плюс 0,1%.
Чиновники ЕС в последнее время заявляют, что, несмотря на скромное восстановление, расслабляться и объявлять победу над кризисом рано.
Невеселая статистика
Годовая инфляция в еврозоне за январь-ноябрь упала примерно на один процентный пункт и возбудила разговоры о риске дефляции. До этого власти еврозоны оптимизировали бюджеты, в частности поднимая налоги и сокращая социальные выплаты. ОЭСР в ноябре отмечала, что частный спрос во многих странах еврозоны останется слабым, безработица — высокой, рост доходов — вялым.
ЕЦБ дважды за год снижал базовую ставку — в итоге до рекордно низких 0,25% годовых. Последний раз это произошло в ноябре, вслед за объявлением Евростатом предварительных данных по инфляции за октябрь: годовой показатель упал до 0,7% с 1,1% в сентябре и стал самым низким с ноября 2009 года. За ноябрь инфляция немного отросла — до 0,9%.
Глава ЕЦБ Марио Драги ожидает, что инфляция останется низкой еще долго, регулятор готов действовать при необходимости. ЕЦБ стремится к росту цен на уровне ниже, но близком к 2% в среднесрочной перспективе.
При этом ЕЦБ по-прежнему не ждет дефляции. Видимо, речь идет о годовом показателе, так как в октябре и ноябре, по предварительным данным, дефляция в еврозоне составляла 0,1% к предыдущему месяцу. Дефляция опасна, в частности, сокращением прибылей предприятий, снижением инвестиций и производства, что может негативно влиять на рост ВВП и занятость.
Уровень безработицы в 17 странах еврозоны в октябре составил 12,1% против рекордных 12,2% в сентябре и 12% в январе. В абсолютном выражении число безработных составило в регионе в октябре 19,298 миллиона человек.
Несмотря на стремление чиновников к оптимизации бюджетов, государственный долг к ВВП по последним данным Евростата увеличивался в первой половине года и не укладывался в целом по еврозоне в требования Пакта стабильности и роста — не более 60% ВВП для каждой страны ЕС. Лучше обстояли дела с дефицитом суммарного бюджета стран еврозоны: показатель в том же периоде снижался.
Спасенные утопающие
Ирландия и Испания обрадовали в конце года заявлениями о выходе из программ внешней помощи без дополнительных кредитов, а в начале года расстроил процесс формирования пакета поддержки Кипру.
Экономика острова — одна из самых маленьких в еврозоне. По сравнению с другими странами валютного блока, получающими внешнюю помощь ЕС и МВФ, сумма, необходимая Кипру, была самая незначительная — в итоге острову пообещали до 10 миллиардов евро. Однако из-за того, что Еврогруппа захотела спасти финансовую систему Кипра за счет стрижки гарантированных законом ЕС депозитов частных лиц (до 100 тысяч евро) в банках острова, формирование пакета поддержки вылилось чуть ли не в скандал. От идеи "стрижки" довольно быстро пришлось отказаться.
Помощь Кипру дали, затем власти региона регулярно заявляли, что отныне и навсегда депозиты до 100 тысяч евро в банках ЕС ради спасения кредитных институтов никто трогать не будет. Ситуация успокоилась.
Относительно Ирландии в течение года ходили разговоры о том, что стране может понадобиться дополнительная поддержка от внешних кредиторов. Но в ноябре власти государства заявили, что новой помощи не хотят. Ирландия стала первой страной, которая вышла из антикризисной финподдержки ЕС и МВФ. Хотя она была вторым государством, ее попросившим.
Греция весной 2010 года стала первым. В 2012 году ей уже одобрили добавку к финпомощи, а в 2013 году обнаружился дефицит средств помощи на 2014 год.
Власти еврозоны рассчитывали обсудить вопрос его закрытия до конца 2013 года. Однако кредиторы не смогли договориться с Грецией по программе оптимизации бюджета и рассмотреть вопрос в заявленные сроки не удалось. Теперь чиновники надеются вернуться к этой теме в январе.
Список "спасаемых" государств мог пополниться еще и Словенией — в течение года шли разговоры о том, что страна может попросить внешнюю помощь для решения проблем национальных банков. Словения тогда стала бы шестой в списке поддерживаемых ЕС и МВФ государств валютного блока. Всего же в еврозоне 17 стран.
Стресс-тесты показали, что им необходима докапитализация на сумму более 4 миллиардов евро, то есть больше 10% ВВП страны. Но власти Словении заявили, что справятся самостоятельно. Еврокомиссия уже одобрила необходимый объем госпомощи, которая будет предоставлена пяти словенским банкам, в числе которых три крупнейших в стране.
Крепчающий союз
В 2013 году власти ЕС активно работали над созданием банковского союза, который призван, в том числе, сократить использование денег налогоплательщиков для помощи кредитным учреждениям. Проблемы в европейской финансовой системе последних лет остро поставили вопрос о том, за чей счет спасаются банковские учреждения. Чиновники хотят создать единый фонд помощи нуждающимся банкам, который будет наполняться самими же банками. Однако его размер пока не согласован.
Важнейшими элементами банковского союза являются единые механизмы надзора (SSM) и работы с проблемными банками (SRM), механизм гарантирования депозитов. Глава евросовета Херман ван Ромпей надеется, все эти элементы могут быть законодательно оформлены к лету 2014 года. SRM и SSM будут распространяться на еврозону и страны ЕС, которые захотят к ним присоединиться.
Законодательство по надзору уже одобрено, SSM заработает в ноябре 2014 года, единым надзирателем станет Европейский центробанк. Еврокомиссия и ЕЦБ хотят, чтобы SRM начал функционировать с января 2015 года. Однако для этого важно успеть согласовать законы до выборов в Европарламент (ЕП) весной 2014 года.
Власти ЕС хотели согласовать законопроекты по работе SRM до конца года. Это получилось — теперь свои проекты есть у ЕП и у евросовета, которые в ряде важнейших пунктов не совпадают. Кроме того, проект закона по работе с проблемными банками в целом по ЕС подготовила в 2013 году и ЕК.
Глава ЕП Мартин Шульц предсказывает длительные и непростые переговоры между парламентом ЕС и евросоветом по SRM. Поэтому есть риск, что в 2015 году он не заработает.
В сухом остатке
Еврозона начала 2013 год непростым процессом помощи Кипру и продолжающейся рецессией. Заканчивается год выходом Ирландии и Испании из программ помощи и началом восстановления экономики региона, хотя и с низкой инфляцией.
По прогнозу Еврокомиссии, после снижения на 0,4% по итогам 2013 года, экономика еврозоны продемонстрирует рост на 1,1% в 2014 году. ЕК считает, что в 2013-2014 годах потребительские цены в еврозоне вырастут на 1,5%.
В наступающем году регион ждут, в частности, стресс-тесты банков, формирование законодательства по банковскому союзу, обсуждение "дыры" в бюджете Греции, выход Португалии из программы поддержки.