МОСКВА, 11 мар — Прайм. Объем фиктивных обязательств перед вкладчиками в двух дагестанских банках — "Экспрессе" и Трансэнергобанке — составил около 12 миллиардов рублей, при этом депозиты открывались со скоростью два в секунду, рассказал агентству "Прайм" глава госкорпорации "Агентство по страхованию вкладов" Юрий Исаев в своем первом интервью на новом посту.
Все новости экономики и бизнеса на сайте агентства Прайм >>
Размах мошенников впечатлил даже многое повидавших сотрудников АСВ и Банка России, который отозвал у обоих банков лицензии. Банк "Экспресс", где "приписки" составили порядка 7 миллиардов рублей, был лишен лицензии в январе, Трансэнергобанк — в ноябре прошлого года. Последний уже признан банкротом.
"Группа мошенников придумала новый вид страхового мошенничества. Раньше мы сталкивались с дроблением вкладов, с попытками переписать средства со счетов юридических лиц на счета физических лиц и попасть под страхование. А в Дагестане <…> у нас де-факто существует попытка "нарисовать" вклады. С этим мы раньше не встречались. Речь идет о посягательстве на весьма значительную сумму — порядка 12 миллиардов рублей. Эти якобы привлеченные во вклады средства выдавались в виде кредитов фирмам-однодневкам или, якобы попав в хранилище, были "украдены", — объяснил Исаев схему, которой воспользовались злоумышленники.
По его словам, АСВ отреагировало жестко: по ситуации в Трансэнергобанке возбуждено уголовное дело, которое расследуется под контролем центрального аппарата ФСБ и МВД; в ближайшее время будет возбуждено уголовное дело и по банку "Экспресс".
"У нас уже есть решение суда об обеспечительных мерах, запрещающее АСВ выплачивать страховку по фиктивным вкладам", — добавил собеседник агентства.
Политической подоплеки, о которой писали некоторые СМИ, в этих историях Исаев не видит, называя это "неприкрытым воровством".
Преступление и наказание
Проблема вывода средств из банков и хищений перед отзывом лицензий беспокоит регулятора. Глава ЦБ Сергей Игнатьев в начале года сказал, что Центробанку нужно более тесное взаимодействие с правоохранительными органами, поскольку большинство банкротств в банковской сфере носят чисто криминальный характер. Вскоре зампред ЦБ Михаил Сухов сказал, что за год объем средств, выведенных из одного банка перед отзывом лицензии, в среднем вырос более чем вдвое и уже превысил 1 миллиард рублей. Кроме того, регулятор часто фиксирует недостоверность отчетности при полном отсутствии ответственности за такие действия.
Исаев поддерживает инициативу введения уголовной ответственности за фальсификацию отчетности.
"Анализ законодательства и судебной практики зарубежных стран (США, Великобритания, Германия, Италия и других) показывает, что во многих правовых системах подобные деяния являются уголовно наказуемыми, а предусмотренные меры ответственности весьма суровы. Например, в США, суммарное наказание за фальсификацию или сокрытие информации может достигать 275 лет тюремного заключения. В нашей стране пока слишком мягкое наказание — штрафы, да еще такого размера, который несопоставим с рисками, о которых мы говорим", — сказал глава АСВ, добавив, что принятие разработанного законопроекта — крайне актуальный вопрос для госкорпорации.
Уровень и эффективность взаимодействия с Центробанком Исаева устраивает, в том числе и по таким неординарным случаям.
"В первом случае — с Трансэнергобанком — мы узнали о мошенничестве, когда у банка уже отозвали лицензию, и там появились наши сотрудники в составе временной администрации. Во втором случае ситуация, конечно, развивалась динамично, и мы вместе с коллегами из Центрального банка реагировали оперативно", — рассказал он.
Читайте полный текст интервью на сайте "Прайм".