МОСКВА, 13 ноя — Прайм. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России привлекла к административной ответственности крупнейшего перевозчика ОАО "Российские железные дороги" за злоупотребление доминирующим положением, на компанию наложен штраф более 2 миллиардов рублей, говорится в сообщении антимонопольного ведомства.
Все новости экономики и бизнеса на сайте агентства Прайм >>
"Согласно постановлению ФАС России, ОАО "РЖД" привлечено к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере 2 миллиардов 241,296 миллиона 238 рублей за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке перевозок грузов железнодорожным транспортом по территории РФ. Ранее комиссия ФАС признала компанию нарушившей часть 1 статьи 10 закона "О защите конкуренции". При этом компании было выдано предписание об удовлетворении заявок на перевозки грузов на условиях инвентарного парка и об организации взаимодействия с компаниями, входящими в группу лиц ОАО "РЖД" и другими операторскими компаниями в этих целях", — поясняет служба.
Дело в отношении РЖД было возбуждено по результатам рассмотрения поступивших в ФАС материалов от компаний, отраслевых объединений грузоотправителей, ряда органов исполнительной и законодательной власти и органов прокуратуры.
"В обращениях указывалось на значительный рост совокупных транспортных затрат, связанных с перевозками грузов железнодорожным транспортом общего пользования, увеличение размера нерегулируемой "вагонной составляющей", неполном согласовании или отказе от согласовании заявок на перевозку грузов по основаниям, не предусмотренным действующим законодательством, необеспечении отправок массовых грузов и "повагонных отправок" грузовыми вагонами принадлежности перевозчика и другое", — отмечает ФАС.
Ранее комиссия ФАС России признала компанию нарушившей закон "О защите конкуренции" и выдала предписание об удовлетворении заявок на перевозки грузов на условиях инвентарного парка. Госмонополии также предписывалось организовать взаимодействие с компаниями, входящими в группу лиц ОАО "РЖД", и другими операторскими компаниями в этих целях.
По словам замглавы антимонопольного ведомства Анатолия Голомолзина, это решение ФАС было одним из самых серьезных в сфере железнодорожных перевозок. Он ранее заявлял, что РЖД допустила масштабное нарушение, и в связи с этим на компанию будут наложены серьезные санкции в виде оборотного штрафа.
Вместе с тем, в РЖД не согласились с решением регулятора и обжаловали его в суде, который в первой инстанции принял сторону компании. Арбитражный суд Москвы в августе признал недействительными решение и предписание ФАС.
ФАС отмечает, что нарушение антимонопольного законодательства стало следствием неисполнения ОАО "РЖД" вступившего в законную силу предписания ФАС, выданного ещё при создании ОАО "ПГК" и ОАО "ВГК". В уставный капитал этих обществ были переданы грузовые вагоны. При этом ФАС России сформулировала требования к группе лиц ОАО "РЖД", направленные на обеспечение конкуренции, включая разработку специального регламента предоставления вагонов всей группой лиц, в том числе для выполнения повагонных отправок. Текст этого документа, отмечает ФАС, неоднократно обсуждался, однако необходимые меры так и не были приняты.
Снижение доступности
По мнению ФАС, в последние годы РЖД перестали надлежащим образом отвечать за предоставление подвижного состава.
"При фактическом избытке вагонов на рынке сложился недостаток их предложения… вагонная составляющая перевозки (цена — ред.) во многих случаях выросла до двух раз, а рост стоимости перевозки — до тридцати и более процентов", — говорится в материалах ведомства.
При этом, отмечает ФАС, существенно снизилась доступность услуг: для крупных грузоотправителей степень удовлетворения заявок снизилась с 90% до 60%, а для малого и среднего бизнеса — с 75% до 35%.
Надежда на улучшение
Кардинальному улучшению ситуации, по словам Голомолзина, будет способствовать исполнение поручения президента РФ Владимира Путина по созданию коммерческой инфраструктуры на железнодорожном транспорте.
Пока же, констатирует ведомство, отдельные нарушения антимонопольного законодательства продолжаются.
Улучшения ситуации в 2012 году, отмечает ФАС, удалось достичь не в результате самостоятельных действий РЖД.
"Это произошло только после того, как требования к ОАО "РЖД" по привлечению подвижного состава и обеспечению грузоотправителей комплексной транспортной услугой по регулируемым государствам тарифам, были закреплены, в том числе постановлением правительства РФ", — говорится в материалах ФАС.