Рейтинг@Mail.ru
Дефицит топлива на бирже не дает формировать рыночные цены - эксперты - РИА Новости, 28.07.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Дефицит топлива на бирже не дает формировать рыночные цены - эксперты

Читать ria.ru в
Дзен
Санкт-Петербурсгкая международная товарно-сырьевая биржа (СПбМТСБ), созданная в 2008 году, пока не формирует действительно рыночную цену на нефтепродукты по целому ряду причин, в том числе из-за ограниченного предложения и значительного объема адресных сделок на площадке, считают эксперты.

С.-ПЕТЕРБУРГ, 28 июл - РИА Новости. Санкт-Петербурсгкая международная товарно-сырьевая биржа (СПбМТСБ), созданная в 2008 году, пока не формирует действительно рыночную цену на нефтепродукты по целому ряду причин, в том числе из-за ограниченного предложения и значительного объема адресных сделок на площадке, считают эксперты.

"Все участники, особенно независимые, заинтересованы в приобретении нефтепродуктов через биржу (...) И, к сожалению, только в последние четыре года этот вопрос пошел в практическое русло. Но даже после того, как биржевые торги по нефтепродуктам начались, они не отразили той действительности, которую мы хотели получить", - сказал президент НК "Нефтяной клуб Санкт-Петербурга" Олег Ашихмин на заседании "круглого стола" на тему "Товарно-сырьевые биржи и тарифы на внутреннем рынке" в петербургском медиацентре РИА Новости.

По его мнению, крупные компании выставляют на торги недостаточное количество нефтепродуктов, спрос значительно превышает предложение, а возникающий дефицит мешает формировать справедливую цену.

Адресные сделки

Кроме того, отметил Ашихмин, часть сделок, которые проходят на площадке СПбМТСБ, носят адресный характер. В ряде случаев биржу используют как механизм страховки по платежам, в других - вертикально интегрированные компании выводят требуемые правительством 15% продаж на биржу, но продают партии своим дочерним структурам.

Пока подобные целевые сделки между головной и дочерней компаниями не противоречат законодательству. Но со вступлением в силу с 30 июля закона о противодействии инсайду у надзорных органов могут возникнуть вопросы о правомерности обмена информацией о размещаемых лотах, считает руководитель управления ФСФР России по СЗФО Павел Иванов.

В свою очередь, заместитель гендиректора по оптовым продажам ЗАО "Газпромнефть-Северо-Запад" Александр Кажуков согласился с тем, что любые дочерние предприятия вертикально интегрированных компаний создают конкуренцию биржевым механизмам торговли нефтепродуктами.

"Можно сказать, что любое дочернее предприятие конкурирует с биржей. В то же время у нас есть четкие зоны ответственности за обеспечение топливом потребителей. Биржевая площадка этих зон ответственности не имеет, и, в конечном счете, может даже произойти профицит топлива в одних регионах и дефицит в других", - сказал Кажуков.

По его мнению, сейчас биржевые торги нефтепродуктами в России проходят раннюю, "зачаточную" форму развития.

Снять давление

Генеральный директор независимого трейдера "Петербурсгкая Топливная компания" Андрей Михеев подчеркнул, что важно не только создать равные условия для всех игроков, но и снять административное давление на внутрироссийские цены на топливо.

"Рынок сейчас подвергается административному давлению с точки зрения контроля за розничными ценами на АЗС, то есть они несвободны по определению. На этом фоне говорить о том, что мы имеем какие-то свободные цены просто несерьезно", - сказал Михеев.

Он отметил, что такая регуляция создает дефицит топлива на внутреннем рынке, поскольку компании-производители стараются экспортировать больший объем.

Вывести на биржу 100%

Проблему дефицита предложения на СПбМТСБ можно решить, выведя на биржу весь объем торговли нефтепродуктами, в том числе и экспортные потоки, считает руководитель петербургского управления ФАС Олег Коломийченко.

"Вывести 100% производства нефтепродуктов на биржу, и все будет в порядке. Надо чтобы через биржу шли, в том числе, и экспортные поставки, тогда биржа заработает", - сказал Коломийченко.

Он отметил, что решать проблемы конкуренции на топливном рынке нужно на правительственном уровне, формируя законодательную базу так, чтобы исключить лобби крупных компаний.

"Надо менять принципы формирования законодательной базы. Нужно исключить лоббирование со стороны тех структур, которые заинтересованы в статус-кво. Законы должны экспертироваться теми людьми, на которых они оказывают влияние", - считает представитель антимонопольного ведомства.

Проблемы роста

Участники "круглого стола" отметили, что в работе СПбМТСБ есть и другие сложности - условия допуска к торгам таковы, что небольшим компаниям сложно участвовать в них, кроме того, на бирже бывают и технические сбои.

Руководитель управления ФСФР России по СЗФО Павел Иванов, который также является комиссаром на СПбМТСБ, назвал технические сбои "проблемой роста".

По его словам, что остановки торгов случаются на всех биржевых площадках. На СПбМТСБ это, по его словам, происходит примерно один раз в месяц. "Периодически время от времени минут на 10-15 торги действительно останавливаются и начинаются с чистого листа", - сказал Иванов.

По его мнению, это создает дискомфорт для участников торгов, но не оказывает влияния на рынок и ценообразование. Процесс решение технических проблем на СПбМТСБ может уложиться в несколько недель, надеется Иванов.

Генеральный директор ЗАО "Биржа "Санкт-Петербург" Виктор Николаев добавил, что справедливые условия важно создать не только на рынке нефтепродуктов, но и на рынке биржевых услуг, отметив, что нужно исключить лобби отдельных бирж.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала