МОСКВА, 28 мар - РИА Новости. Два московских аэропорта - "Шереметьево" и "Внуково" - планируется объединить в единый комплекс и модернизировать; государство и правительство Москвы, являющиеся их основными собственниками, потратят на это несколько десятков миллиардов рублей. "На выходе" должен получиться единый авиакомплекс, который власти потом могут приватизировать по рыночной цене.
Единственный в Москве частный аэропорт "Домодедово" пока остается "за бортом" - решения должны принимать его акционеры. Возможность форсирования строительства третьей взлетно-посадочной полосы в этом аэропорту, на чем настаивают собственники, им предложено обсудить с Минтрансом.
Слить, улучшить и продать
В ходе состоявшегося в понедельник совещания премьер-министр Владимир Путин обозначил некоторые контуры будущего развития московского авиаузла. По его словам, столичные аэропорты "Шереметьево" и "Внуково" планируется объединить в единый комплекс, предварительная договоренность с мэром Москвы, Минтрансом и Минфином на этот счет уже достигнута.
На данный момент правительству РФ принадлежит 100% "Шереметьево", а правительству Москвы - 75% "Внуково" (остальное принадлежит частным акционерам). Согласно озвученной Путиным предварительной оценке, объединение будет стоить несколько десятков миллиардов рублей.
К приоритетам развития московского авиатранспортного узла он отнес реконструкцию взлетно-посадочной полосы (ВПП) во "Внуково" и строительство новой полосы в "Шереметьево". Премьер поручил Минфину, Минтрансу и Минэкономразвития обеспечить необходимое финансирование и организацию строительных работ.
Аэропорт "Внуково" в настоящее время проводит ряд работ для улучшения логистики и увеличения пассажиропотока. Федеральный бюджет компенсирует Москве затраты на развитие "Внуково" в размере 45-50 миллиардов рублей; эти деньги пойдут на развитие московского метрополитена, сообщил Путин.
При этом не исключено, что вложенные в развитие столичной авиатранспортной инфраструктуры средства вернутся в госбюджет, да еще и с прибылью. По словам Путина, у государства нет цели вечно сидеть в этих активах - в перспективе единый авиакомплекс планируется обустроить и приватизировать по рыночной цене.
Летом прошлого года идею объединить несколько опорных российских аэропортов с последующей продажей государством части своей доли высказывал глава Минтранса Игорь Левитин. Он отдавал этому варианту предпочтение перед передачей аэропортов регионам, поскольку новые собственники часто не выполняют свои обязательства. Минтранс предлагал отработать этот механизм на юге, создав единую компанию по управлению аэропортами Северного Кавказа.
Тогда же глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина говорила, что государство заинтересовано в привлечении единой управляющей компании для московского авиаузла. Позже министерство отмечало возможность привлечения управляющей компании, которую планировалось взять для "Шереметьево", к управлению двумя другими аэропортами столицы.
"Домодедово" отослали к Минтрансу
Впрочем, на данный момент речи о вхождении единственного в Москве частного аэропорта "Домодедово" в единый комплекс не идет. По словам главы Минтранса Игоря Левитина, "Домодедово" имеет своих акционеров, которые должны принимать соответствующие решения.
Состав собственников "Домодедово" официально никогда не раскрывался. По неофициальным данным, акционерами аэропорта являются глава его совета директоров Дмитрий Каменщик, а также председатель наблюдательного совета Валерий Коган.
"Домодедово", как и два других столичных аэропорта, стремится к модернизации и увеличению пассажиропотока, в том числе, за счет строительства новой взлетно-посадочной полосы.
Комментируя просьбу Каменщика о немедленном начале строительства ВПП-3 вместо намеченной к 2014 году реконструкции ВПП-2, Путин в понедельник отметил, что на сегодняшний день "Домодедово" развивается эффективно и во многих своих проектах оказывается состоятельным.
Запуск обновленной ВПП-2 даст аэропорту по сути новую полосу, поскольку старая к тому времени исчерпает свой ресурс, и высказанные Каменщиком опасения по поводу снижения пассажиропотока пока не подтверждаются, отметил глава правительства. Он посоветовал главе совета директоров "Домодедово" продолжить переговоры с Минтрансом по ВПП-3. При этом третья полоса для аэропорта вполне логична и уместна, добавил Путин.
В последний раз ситуация вокруг "Домодедово" активно обсуждалась после теракта 24 января. Тогда домодедовское хозяйство вызвало недовольство президента Дмитрия Медведева, который негативно отозвался о закрытости схем собственности аэропорта, вследствие чего после взрыва собственника долго не могли найти.
Коммерческие структуры должны быть открыты, а не прятаться и уходить от ответственности, констатировал тогда глава государства и потребовал от генпрокурора Юрия Чайки детально расследовать схемы владения "Домодедово" и доложить ему лично.
О плюсах объединения
Основы структуры воздушного движения в московской зоне закладывались еще в 70-е годы прошлого века, когда все крупные авиаузлы имели единое управление. В нынешних условиях старая схема создает определенные трудности для полетов авиалайнеров, поскольку их маршруты зачастую пересекаются друг с другом.
По словам Путина, власти стремятся превратить московский авиаузел в современный международный авиакомплекс самого высокого уровня. Объединение позволит создать условия для существенного увеличения грузо- и пассажиропотока и, в конечном итоге, существенным образом снизит нагрузку на федеральный бюджет за счет экономии на так называемой прилегающей инфраструктуре, пояснил он.
Пропускную способность трех основных московских аэропортов - "Шереметьево", "Домодедово" и "Внуково" - планируется увеличить к 2020 году в два раза, до 100 миллионов человек в год, рассказал глава правительства. По его словам, сейчас столичный авиаузел работает фактически на пределе пропускной способности.
Также глава правительства отметил, что Москве необходима по-настоящему интегрированная система перевозки населения, без "узких мест", чтобы все виды транспорта были надежно и удобно состыкованы. Недопустима ситуация, когда из-за пробок пассажиры тратят на дорогу до аэропорта больше времени, чем на сам полет, добавил он.
Левитин одним из положительных моментов назвал возможность определения специализации аэропортов. По его словам, во многом такая необходимость обусловлена опережающим развитием "Аэрофлота" - до 2020 года крупнейшая российская авиакомпания прогнозирует объем перевозок на уровне 40 миллионов пассажиров в год. Однако эти амбициозные планы уже через год могут быть ограничены возможностями "Шереметьево", если не строить ВПП-3, отметил глава Минтранса.
Не только "большая тройка"
Путин в понедельник напомнил, что авиасообщение в московской воздушной зоне состоит не только из вышеупомянутой "большой тройки" - можно задействовать и другие находящиеся в непосредственной близости от столицы аэропорты.
В частности, аэродром "Раменское" (город Жуковский) может быть использован для организации низкобюджетных и чартерных перевозок, и Минобороны следует подумать о его двойном использовании, предложил премьер.
В настоящее время на базе аэродрома проводится Международный авиационно-космический салон МАКС. По данным компании, на аэродроме "Раменское" эксплуатируется крупнейшая в Европе ИВПП длиной 5 тысяч 403 метра и шириной 120 метров, способная принимать любые воздушные суда без ограничения взлетной массы.
Нельзя забывать и о развитии других крупных авиаузлов страны и системы межрегиональных перевозок. По словам главы правительства, транзитные потоки не должны направляться исключительно через Москву, это неэффективно и далеко не всегда удобно для людей, которые порой вынуждены в соседнюю область лететь через столицу.
Необходимо существенно повысить качество и надежность системы безопасности аэропортов, приоритет в этой работе, по мнению Путина, должен быть один - безопасность каждого человека.